Государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защите. В натуре же социальная защита граждан государством в сфере обеспечения их жилищно-коммунальными услугами, свелась к перекладыванию на их плечи расходов на содержание разваливающегося комплекса ЖКХ.
В России 103,8 млн. граждан проживают в 3,5 млн. многоквартирных домов. Объем рынка услуг по тарифам ЖКХ превышает 0,5 трлн. рублей в год. Российский комплекс ЖКХ – это крупнейшее многопрофильное предприятие России с числом работающих более 2,5 млн. человек. Стоимость основных фондов ЖКХ превышает 5 трлн. рублей, что составляет четвертую часть национального достояния страны. Годовой оборот – более $100 млрд. – 3 трлн. рублей.
Проблема ЖКХ затрагивает буквального каждого жителя страны. А при сегодняшнем функционировании этой сферы, является самой разорительной для подавляющего большинства граждан. Не случайно эту отрасль называют жилищно-криминальной. Даже Президент Д.А.Медведев возмутился тому, что 30 млрд. рублей из сферы жилищно-коммунального хозяйства "утекает" за рубеж. Все это происходит не без участия местных органов власти.
Казалось бы, при годовом обороте более 3 триллионов рублей тарифы на коммунальные услуги должны бы понижаться. Однако происходит наоборот. По данным Росстата, с 2000 г. тарифы на эти услуги в среднем по стране выросли в 13,6 раза.
Самый наглядный показатель неэффективности российской коммуналки – изношенность основных фондов, которая в некоторых регионах достигает до 90 и более процентов.
Нам постоянно твердят, что население так и не перешло на 100-процентную оплату ЖКХ, не показывая, сколько это в рублях, поэтому разницу приходится компенсировать государству. Вот почему наверху уверены, что тарифы нужно увеличивать и дальше, и даже устанавливают границы – в 2010 г. до 25%, в 2011 г. – до 15%, в этом году тарифы будут повышены не в январе, а с первого июля, то есть после выборов Президента. При этом постоянно морочат головы, будто коммуналка в России по мировым меркам очень дешевая. Каждый год эти тарифы приближали к заветному 100-процентному рубежу: в 2001 г. коммуналка подорожала на 47%, в 2002 г. – на 62%, в 2005 г. – на 35% и т.д. Если суммировать – план уже давно выполнен и перевыполнен. Уже в 2003 году уровень оплаты ЖКХ в среднем по стране составлял 72,2%, а в 46 субъектах федерации, в том числе в Приморском крае – он превышал 90 процентов. Еще в 24 регионах уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг составлял 80-85%.
Напоминаю, это было семь лет назад. С января 2007 года по январь 2011 года – то есть всего за четыре года, коммунальные тарифы выросли в среднем по стране на 117%, что в 1,8 раза превышает инфляцию и в 1,9 раза превышает уровень роста доходов населения!
Ситуация усугубилась с появлением после принятия Жилищного кодекса многочисленных "детей реформы" - управляющих компаний и ТСЖ. ТСЖ может быть и не плохо если его возглавляет честный, порядочный и грамотный человек, но таких, как например ТСЖ "ТОЛСТОВЦЫ" в г. Владивостоке, в масштабе страны единицы. По данным Федеральной антимонопольной службы, в России сфальсифицировано около 95% общих собраний жильцов по выбору компаний для управления многоквартирными домами.
С тех пор как эти компании стали посредниками между потребителями и поставщиками коммунальных услуг отмечаются многопроцентные завышения тарифов и гигантские недополучения средств поставщиками. По данным Минрегиона, только за первое полугодие 2010 года собираемость платежей упала до 82%. То есть жильцы платят за квартиру, а деньги до коммуналки не дошли, задержавшись в карманах посредников.
Заместитель Путина в Правительстве И.И.Шувалов сказал: "Очень многие управляющие компании терроризируют всю страну – от Калининграда до Владивостока – и дискредитируют идею управления населением собственным жильем. Хуже зла, чем управляющие компании, для муниципалитетов нет".
Но управляющими компаниями в подавляющем большинстве стали бывшие муниципальные ДЕЗы, ЖЭКи и прочие конторы, и их руководители те же остались. А, согласно требованиям ст. 12 Жилищного кодекса, как раз за органами государственной власти закреплены полномочия осуществления контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным сантехническим нормам.
Кроме того, в Жилищном кодексе РФ по существу заложены коррупционные нормы путем концентрации в руках руководителей управляющих структур чрезмерно больших полномочий, при отсутствии ответственности. Высшей властью в многоквартирном доме является общее собрание, обеспечить полноценный кворум которого практически не удается по разным причинам. В результате трудно исполнимой нормы качество управления ТСЖ зависит от того, какая "кучка" собственников придет к власти, более коррумпированная или более законопослушная. Конфликт интересов обеспечен.
Руководители управляющих компаний и председатели ТСЖ имеют право:
- заключать договора с компаниями, учредителями либо руководителями которых являются они сами, либо их родственники. В этом случае они без последствий спокойно могут заказывать работы и услуги в своей собственной компании чаще, чем требуется, списывать деньги из бюджета на счет своей подставной фирмы под услуги и работы, которые не проводились;
- согласно законодательству ЖКХ руководители управляющих структур, а не собственники выбирают фирмы-подрядчиков. Эффект, как и в первом случае. Начальник выбирает сам себя – свои подставные фирмы. С помощью такой схемы недобросовестным начальникам в ЖКХ можно без проблем осуществлять перекачивание денег из ресурса многоквартирного дома в личный карман – на счет собственной фирмы;
- получение всех сумм оплаты на общий счет чревато использованием их не целевым образом, созданием неплательщиков как естественных, так и искусственных, то есть, освобождать от квартплаты членов правления ТСЖ и ревизионной комиссии. Нередки случаи, когда руководители посреднических структур делают дома должниками, подводя их к искусственному банкротству;
- руководители управляющих структур не обременены обязанностью хранить в электронном виде (со свободным доступом к ним собственников) всей документации по их дому;
- руководители частных управляющих компаний не обременены обязанностью хранить всю документацию в государственном буферном органе для гарантий сохранности этой документации. Это чревато уничтожением либо пропажей важной документации, затрагивающей интересы собственников жилья;
- статья "Техническое обслуживание", превращенная с 01 января 2009 г. в "Содержание и ремонт жилья", – это "кот в мешке". Никто из потребителей жилищно-коммунальных услуг в России не знает, сколько из этой статьи предусмотрено на уборку подъездов, придомовой территории, сколько на обслуживание лифтов и т.д. Это дает возможность перекидывать суммы оплаты жителей новых домов на латание аварийных дыр в старых домах, списывать деньги на ненужные работы и услуги, составлять липовые акты приемки работ и услуг и т.д.;
- в соответствии с нормами Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в государственный орган регистрации юридических лиц сегодня можно без проблем подавать липовые заявления и прикладывать фальсифицированные протоколы при регистрации жилищных объединений, осуществляя, таким образом, рейдерство многоквартирного дома через захват юридической власти над ним.
Брак законодательства состоит в том, что не обременяет исполнительную власть обязанностью регистрировать сделки с общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме на основе письменных заявлений всех собственников. Результат – подвалы и чердаки продаются и сдаются в аренду без ведома собственников по ценам, значительно ниже рыночных и с богатыми откатами.
Согласно нормам ЖК РФ председатель правления ТСЖ действует без доверенности. Эта норма дает возможность председателю ТСЖ даже счета в банке открывать без доверенности и брать кредиты на добром слове. Председатель ТСЖ также самостоятельно имеет право осуществлять выбор штатных сотрудников, что дает возможность нанимать родственников, большое количество штатных сотрудников и назначать им завышенный размер зарплаты, в которую закладывается ежемесячный откат.
Таким образом, действующее жилищное законодательство сделало граждан – собственников жилых помещений бесправными и предоставило возможность безпределу начальников.
На наших глазах проворачивается миллиардная афера, последствия которой самым пагубным образом скажутся на миллионах россиян - люди останутся без жилья, все дома окажутся в частных руках, перейдут в полное владение и распоряжение криминальных авторитетов.
Не случайно люди назвали ТСЖ товариществом собственников жулья, а ЖКХ – жилищно-криминальным хозяйством. Нет сомнения в том, что через несколько лет уровень преступности в сфере ЖКХ достигнет такого уровня, какого еще не знала наша страна до сих пор. Это явление не частное, а системное, представляющее серьезную угрозу для всех россиян.
В Соглашении между Агентством Международного Развития США и Правительством Москвы, подписанным еще Ю. Лужковым, указано, что основными направлениями совместной деятельности является "создание кондоминиумов, привлечение частных фирм к эксплуатации муниципального жилья, содействие в реализации программ повышения платы за жилье и коммунальные услуги".
Значительно увеличивается финансовая нагрузка на граждан страны с принятием закона о Саморегулируемых организациях (СРО).Согласно этому закону, предметом деятельности СРО в сфере ЖКХ должно быть обеспечение общественных и профессиональных интересов в области управления недвижимостью, а также формирования единых подходов к управлению объектами недвижимости. Однако, в практической работе эти принципы остаются только декларацией о намерениях и не более того, поскольку структура управления данной некоммерческой организации, в том числе управление финансовыми потоками, построена таким образом, что все полномочия сосредоточены в руках одного человека – учредителя, либо директора.
Например, Уставом СРО предусмотрено, что лицо, принятое в члены этой организации обязано внести вступительный и иные взносы, в размере и сроки, определенные внутренними Стандартами и Правилами организации СРО.
При этом вступительные, членские и иные взносы, в том числе взносы в Компенсационный фонд, при выходе из СРО не возвращаются.
Таким образом, в распоряжении руководителя СРО оказываются значительные денежные средства, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению, в том числе получать доход в виде процентов от сумм, зачисленных на расчетный счет организации. Вся работа СРО строится на бесполезной бюрократической переписке с госорганами, которая преподносится ее участникам, как активная работа по реализации уставной деятельности.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что СРО зачастую являются удобным прикрытием для осуществления людьми с сомнительной репутацией своих корыстных целей.
Существующий порядок платы за содержание и ремонт и коммунальные услуги через расчетные центры, также не понятен людям. По существу мы оплачиваем услуги двух посредников – расчетного центра и управляющей компании. Почему плата за эти услуги ЖКХ не может поступать сразу в управляющую компанию, минуя расчетный центр? За счет исключения одного, практически ненужного посредника – расчетного центра – можно снизить тариф.
В бюджете на каждый год закладывается инфляция. Следовательно, организации, предоставляющие услуги для безопасного и комфортного проживания граждан, также закладывают в свои расходы, а соответственно и в тарифы этот процент инфляции. В 2011 г. официальный рост тарифов на эти услуги составил 15 %. Таким образом, для населения эти услуги подорожали на 21,5% (6,5+15). Опять же, неизвестно где аккумулируются средства, вносимые гражданами на капитальный ремонт.
В общем, в управлении жилым фондом пока еще много вопросов, на которые существующее законодательство не дает ответов. Например, внесенная поправка в ч.2 ст. 20 ЖК (госконтроль за использованием и сохранностью жилого фонда) делает ее содержание полностью непонятной, поскольку к функциям государственного контроля добавляются функции учета уведомлений о начале осуществления деятельности по оказанию услуг, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Ухудшает положение жильцов и внесенная в эту статью дополнительно ч.4, согласно которой срок устранения выявленных нарушений установлен в течение шести месяцев, т.е., законодательно граждане лишаются возможности обжалования в суде в связи с пропуском процессуального срока подачи иска, который составляет всего полгода.
Новая статья 161 прим. предусматривает еще один орган управления многоквартирным домом – Совет многоквартирного дома. Зачем тогда нужен этот липовый Совет? Ясно зачем – чтобы заменить инициативные группы жильцов, которые временами возникают в особо криминальных зонах нашего бандитского ЖКХ и действуют очень эффективно. И управлять ими никак нельзя, потому как стихийная инициатива снизу.
Таким образом, помимо того, что этот закон не исключает возможность создания и регистрацию липовых ТСЖ, так путем создания указанных Советов дает возможность власти диктовать условия жителям домов. Сложившееся положение в ЖКХ в значительной мере связано с отсутствием эффективной системы управления отраслью. В настоящее время функции по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечению финансовой устойчивости и бюджетной поддержки, тарифной политики, формированию рынка услуг с учетом особенностей экономического и социального развития регионов разобщены по различным министерствам и ведомствам, должным образом не координируются и не объединены единой государственной политикой в сфере ЖКХ.
Для того, чтобы реформа ЖКХ не сводилась к повышению тарифов и позволяла бы провести кардинальную модернизацию отрасли, необходимо рассмотреть следующие важнейшие подходы:
- сохранение государственного регулирования процессами реформирования отрасли. Введение сквозной ответственности по всем технологическим цепочкам ЖКХ;
- изменение подходов к ценообразованию в ЖКХ (оплата только за реально оказываемые услуги населению);
- развитие конкуренции в системе ЖКХ. Введение механизма конкурсного отбора подрядных организаций.
Согласно положению о Министерстве регионального развития РФ оно является органом исполнительной власти, осуществляющим наряду с функцией по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, является органом, проводящим единую государственную политику в сфере ЖКХ. На практике роль этого Министерства свелась к изданию различных информационных писем и приказов, которые до населения не доходят.
Формирование механизмов управления многоквартирными домами сводится в большинстве своем в навязывании жителям местными органами власти либо учрежденных ими муниципальных предприятий, либо созданных не без их помощи коммерческих структур или липовых ТСЖ. Там, где граждане, собственники помещений в многоквартирных домах, пытаются самостоятельно управлять своим имуществом и финансовыми средствами, чиновники местных органов власти всячески мешают их деятельности.
Разъяснение порядка управления многоквартирными домами среди населения не ведется. Анализ причин роста платы за жилищно-коммунальные услуги не проводится. Вопросы энергосбережения и повышения энергоэффективности также входят сферу деятельности Минрегиона России, однако основную долю в стоимости жилищно-коммунальных услуг даже в новых домах составляет отопление.
Нормативные акты по расчету базовой стоимости коммунальных услуг, от которой должен рассчитываться тариф отсутствуют, также как нет ни одного нормативного документа, регулирующего деятельность частных управляющих компаний.
По оценкам экспертов рынка недвижимости, в ремонте нуждается более половины всего жилого фонда страны. Темпы вводимого нового жилья компенсируют не более 5-6% устаревшего жилого фонда. В период внедрения капиталистической экономики плановый ремонт не проводился, что привело к значительному износу жилого фонда и повышению его аварийности за последние 15 лет в 10-12 раз.
Из официальной статистики. Снесено аварийного жилья 5 %. Имеются примеры, когда аварийные дома включаются в перечень для переселения перед выборами, а после выборов исключаются из списка аварийных.
По Росстату площадь одного капитально отремонтированного дома составляет 595 кв. м. Это говорит о том, что отчетность фальсифицируется, в нее включаются дома, не требующие капремонта. Качество капитального ремонта, да и нового жилья никем не контролируется. На встречах и в письмах люди жалуются на то, что часто после капитального ремонта состояние домов становится хуже, чем до ремонта.
Не случайно, член Союза журналистов России Белкин свое открытое письмо Мэру Москвы С. Собянину назвал "РЕФОРМА ЖКХ – АФЕРА ВЕКА". В любом обществе качество и уровень взаимодействия между государством и обществом определяется эффективностью политики в сфере управления. Как видим, политика в сфере нормативно-правового регулирования в ЖКХ свелась к простому повышению тарифов.
Поэтому для создания условий ответственности в решении вопросов функционирования ЖКХ должно быть создано Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетические мощности, обеспечивающие жизнедеятельность жилищно-коммунального хозяйства должны быть национализированы и подчинены этому Министерству.
По сведению Федеральной антимонопольной службы, на проведении аукционов в соответствии с 94 законом "О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд" только на взятках чиновникам государство ежегодно теряет свыше 1 трлн. рублей.
Вот и заказ на разработку жилищного кодекса выиграла негосударственная организация – фонд "Институт экономики города". Результат этого творения расхлебывают граждане. Разработку федеральной программы модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 гг. Минрегион РФ также заказал этому фонду, а почему-то не Российской Академии коммунального хозяйства.
По материалам журнала «Оппонент»
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках