«Национальное восстание» венгров – второе после 1956 года – похоже, терпит неудачу. Премьер-министр страны Виктор Орбан выбросил белый флаг, послав председателю Еврокомисси Мануэлю Баррозу письмо с обещанием изменить несколько новых законов, которые не устраивают ЕС и США.
Суть нынешней «венгерской интриги», вызвавшей гневно-истеричную реакцию МВФ, Соединенных Штатов и ЕС в том, что с 1 января в силу вступила новая конституция Венгрии. На фоне всеобщей «политкорректности» она выглядела попыткой вернуть страну на национальные рельсы развития, развернуть ее от радужного евро-либерализма к христианскому неоконсерватизму.
Во-первых, страна стала именоваться не безликой «республикой», а «государством венгров». Во-вторых, основой венгерского государства были признаны «Бог и христианство», тогда как в Евросоюзе эти понятия не признают в качестве базовых ценностей. В-третьих, запрещены аборты и так называемые «браки» между гомосексуалистами и зафиксировано, что браком является исключительно «союз между мужчиной и женщиной».
Но самое главное, что больше всего разъярило «усмирителей» Венгрии – введение национального контроля над центробанком страны. В современном мире за редчайшим исключением подобные учреждения являются скорее не национальными структурами, а контролерами, которых назначает «фининтерн». Российский экономист Михаил Хазин заметил, что «это уже был наезд на базовые принципы современной финансово-экономической модели, которая категорически требует безответственности управления банковской сферы перед обществом, пусть даже и чисто формальной». Главное, чтобы общество не вмешивалось в принципиальные для банкиров моменты. Например, на эмиссию в пользу финансового сектора. А новый венгерский закон сильно уменьшает вероятность таких действий.
Мировая финансовая элита расценила это как опасный прецедент и угрозу процессам глобализации, связанным с размыванием национальных суверенитетов. Контрмеры не заставили себя ждать: международное рейтинговое агентство «Фитч» понизило кредитный рейтинг Венгрии до «мусорного». Еврокомиссия поставила условием получения дальнейших кредитов от МВФ и европейского центробанка отказ от попыток контролировать собственную финансовую политику.
Венгрия получала европомощь в 2008 и 2010 годах, а в конце прошлого года обратилась за новой порцией денег; свободы манёвра у неё практически не было. Премьер формально независимого государства покорился воле метрополии и пообещал выполнить все требования. Правда, стремясь сохранить лицо, Орбан назвал это «компромиссами».
Сейчас деятельность премьера находится под тщательным наблюдением: националист Орбан, которому уже приклеили кличку «Чавес Европы», не может отныне считаться полностью благонадежным – «рукопожатным». На Орбана уже начались нападки со стороны внутренней либеральной оппозиции. Она обвинила премьер-министра в диктаторских замашках и перешла к прямым действиям. В центре Будапешта прошли акции с участием десятков тысяч людей, протестующих против «захлестнувшей страну волны неоконсерватизма, изоляционизма и национализма». Либералы раскручивают истерику, говоря, что «пора уезжать из такой страны». Но они сейчас в меньшинстве.
По материалам Народного политолога
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках