В связи с «арабской весной» и той политикой, которую проводит сейчас на Ближнем Востоке Америка, возникает крайне интересный вопрос: какие цели преследуют здесь (да и вообще в Евразии) США?
В самом деле: политика американцев порой кажется не вполне разумной. Зачем, к примеру, надо было ни за понюх табака «сдавать» «фараон-раиса» Хосни Мубарака, мающегося сейчас на элитных «нарах» в ожиданье смертного приговора? Из-за непреодолимой любви к «свободе» и «демократии», которые, в специфическом каирском изводе, красуются на площади Ат-Тахрир, готовые «оттахририть» кого угодно – будь то американская тележурналистка или «нехаляльная» египтянка?
Может быть, из-за симпатии к исламистам, устроившим в Нью-Йорке 9.11? После «кидка», который пережил (надолго ли?) президент Мубарак, какой «сукин сын», исключая популяризатора «галстучной диеты» Саакашвили, решится на то, чтоб быть для Вашингтона «своим»?
Думаю, что ключ к ответу на вопрос о внешнеполитических целях и стратегии действий США лежит в сфере кризиса, который переживает созданная ими мировая финансово-экономическая система, сиречь – пирамида. Дойдя до крайних пределов своего расширения, она, как показали 2007 – 2008-й годы, вполне готова к тому, чтобы начать осыпаться. Американская модель строилась как «пузырь».Глобальный «пузырь». Для её существования необходим перманентный экономический рост, прекращение которого, как свидетельствует практика жизни, экзистенциально опасно; поэтому «пузырь» надувался любыми способами и чем только можно. Так возник феномен американского сверхпотребления.
Закономерным результатом «надувания» заокеанского «пузыря» стала чудовищная цифра госдолга. Чтобы обслуживать этот долг, чтобы своею тяжестью он не раздавил американскую экономику, необходимы две вещи: постоянный приток в «карманы» США капитала и дальнейшее функционирование доллара как мировой валюты, глобального платёжного средства, поскольку за счёт эмиссии оного американский долг можно обесценивать, перекладывая последствия сверхпотребления Штатов на всё остальное человечество.
А с этим-то как раз и проблемы. Капитал встревожен размерами государственного долга США, а доллар… Совсем недавно от него как средства расчёта во взаимной торговле отказались Япония и Китай – а это, если не ошибаюсь, более 200 млрд годового оборота. В «зелёных» американских рублях. Поэтому у США сейчас две основных проблемы: как привлечь необходимое количество капитала и как поддержать общемировую ликвидность доллара на максимально длительный срок. Созданные для решения этих задач механизмы, прошедшие со времен Бреттон-Вудса огромную и сложную эволюцию, функционируют, как видим, уже недостаточно эффективно. Нужны иные решения и подходы. На них и работает грандиозная машина американской внешней политики.
Цель этой глобальной работы – обеспечить уход капиталов из экономик Евразии в доллар США и в американское хозяйство. Для этого в тех странах разрушаются режимы, поддерживаются и создаются зоны перманентной неустойчивости и хаоса, а вследствие этого – усиливаются предпосылки для новой волны экономического кризиса в Старом Свете. Европа уже в ближайшее время может столкнуться с дефолтами национальных экономик некоторых членов ЕС, будущее «евро» – под определённым вопросом, и это заставляет европейские капиталы приискивать более надёжные гавани.
Но одна Европа – слишком локально; её явно мало. Есть ещё Япония и «азиатские тигры» – Тайвань, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Макао. Растут новые макроэкономические «магниты» – Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, которые и сами обладают немалыми капиталами, и могут поглотить финансы, мигрирующие из Старого Света. Туда же, кстати говоря, утекают и немалые средства из американских активов.
Однако в мире имеется Великий Ближний Восток, являющийся идеальной областью для приложения дестабилизационных усилий Штатов. Это – коренные земли ислама и их обширная культурно-историческая периферия, тоже, в конфессиональном отношении, по преимуществу мусульманская. Великий Ближний Восток выходит на границы всех цивилизаций Евразии – европейской, южноазиатской, российской, африканской, дальневосточной.
Мир ислама, в широком понимании этого слова – готовый к употреблению керосин, хотя и невысокого, как правило, качества; керосин, который можно и даже, с точки зрения США, нужно поджечь. Подходит и аналогия с огромной нефтяной лужей, разлитой на лестничной клетке и лижущей пороги и двери множества «цивилизационных квартир».
Нефть, как известно, – «ахиллесова пята» всех развитых и развивающихся экономик. Если она дорога, если поступает нерегулярно – экономическое здоровье кончается. Рост сменяется падением, капитал гниёт между пальцами и уменьшается, подобно шагреневой коже из романа Оноре де Бальзака. А если бушует война? Тогда капитал уходит туда, где национальному хозяйству не угрожают бомбами и ракетами.
Если мусульманский мир – «слабое звено» геополитической структуры планеты, то Персидский залив – «слабое звено» «большого» мусульманского мира. Там давно зреет и уже выплёскивается наружу макрорегиональный конфликт с огромным потенциалом «горючести» – конфликт между шиитами и суннитами, между ирано- и арабоязычными народами, который обобщённо, для краткости, можно назвать конфликтом между культурами, выросшими из персидской и арабской основ. На государственном уровне он аккумулируется в конфликте между Ираном и соседствующими с ним нефтедобывающими монархиями.
То, к чему негласно стремятся Штаты – это война в Заливе, пусть и не такая интенсивная, как предшествующие ей Мировые войны, однако – «долгоиграющая». И «долгоиграющая» война – не обязательно завтра, но в течение ближайших нескольких лет, будет развязана нападением на Исламскую Республику Иран.
Боевые действия в этом регионе с участием ряда ближневосточных стран породят сплошную «цепь нестабильности» от берегов Атлантики до Внутренней Азии, соединив все земли ислама в одну конфликтную зону, видимо – всерьёз и надолго.
«Грозовая туча» тянется от побережья Марокко к Синьцзяну, от Нигерии и Сомали до казахстанских границ и Краснодарского края.
Уже сейчас в мусульманском мире сложилось несколько крупных очагов нестабильности:
• Афганистан с Пакистаном;
• Передняя Азия – Сирия и Ирак, рядом с которыми лежат палестинские анклавы и готовые скатиться к конфликту Ливан и курдские регионы Турции;
• Северо-Восточная Африка – Судан, Египет, Ливия и Тунис;
• Африканский Рог, к которому «подтягивается» Йемен;
• балансирующие у «красной черты» Закавказье и Северный Кавказ с их национально-политическими проблемами.
Война с Ираном, к которой готово подключиться Государство Израиль, «замкнёт» эти очаги нестабильности, придаст новый импульс тлеющим на их землях распрям – прежде всего, в Ираке, Афганистане и Пакистане, может активировать конфликты «замороженные» (например, карабахский) и шагнуть дальше, на пока ещё вполне стабильные территории.
Ясно, что достаточно интенсивная и длительная война в области «Великих нефтяных озёр» – на территории Ирана, Ирака, аравийских монархий, чудовищно повысит цены на нефть, сильно затруднит снабжение ею и Европы, и Китая, и Японии, и Индии, и Южной Кореи, и других растущих стран АТР: все они питаются углеводородами именно из района Персидского залива. В отличие от США, которые в основном переориентировали импорт энергетических ресурсов на месторождения в Южной Америке и на африканском континенте. Кроме того, в настоящее времяШтаты, как известно, добывают всё больше собственного сырья, расконсервируют скважины на шельфе и развивают проекты «сланцевой нефти».
В условиях неопределенно-длительной войны на Ближнем Востоке, с Персидским заливом как кладбищем супертанкеров и нефтеторговли, при жуткой цене на эту самую нефть, при пылающих в соприкосновении с исламскими регионами цивилизационных границах капиталы из Евразии – из Европы, из аравийских монархий, с Дальнего Востока, из Индии, из Юго-Восточной Азии, и, конечно же, из России, рванутся в Америку, и прежде всего – в Америку Северную.
А поскольку вполне благополучная в плане экономических проблем Канада обладает слишком малой ёмкостью для поглощения этого финансового потока, то потечёт он главным образом в активы США, в том числе – в гособлигации Штатов. Также будет он переводиться и в доллары, щедро тиражируемые ФРС и будущими «бернанке» – поскольку в таких условиях лишь денежная единица с портретами «сидельцев» Белого Дома может оставаться общемировою валютой. И никакие евро с юанями и всяческими фунтами стерлингов обедни ей не испортят. Кроме того, на десятки миллиардов тех же самых «зелёных» Америка будет продавать оружие комбатантам. Это будет для неё дополнительным экономическим «бонусом».
Так, за счёт «обрушения» ситуации в Евразии с весьма неопределёнными перспективами возвращения её в спокойное состояние, финансовая пирамида с заокеанским шпилем сможет прожить подольше – как Дракула Брэма Стокера за счёт пелевинской «красной жидкости».
По материалам Terra America
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках