Гибель Ливии
Ирина Антонова

Гибель Ливии

Фейерверк, который запустили в Ливии радетели демократии и иже с ними, по всей видимости, будет функционировать еще не один год. В Ливии разгорается гражданская война, которую стыдливо называют в западной прессе  межплеменными разборками.  

Так, на юге Ливии, несмотря на заявления о перемирии (которого якобы удалось достичь лидерам враждующих сторон 29 марта), столкновения между боевиками чернокожего племени тубу и ополченцами арабских племен из города Сабхи не прекращаются. Рядовые бойцы плевали на договоренность о мире. Только за 5 дней жертвами конфликта стали 147 человек, еще 395 получили ранения. При этом, как сообщила министр здравоохранения страны Фатима аль-Хамруш, на юге страны складывается крайне тяжелая ситуация с медикаментами.

А началось все, согласно официальной версии, с того, что две группы (тубу и арабы), не поделили автомобиль, и в результате конфликта один из арабов получил смертельное ранение. А в конце марта были убиты вождь тубу и двое его приближенных. По одной версии, это была месть за гибель местного араба от рук их соплеменника. По другой – вожди тубу и арабского племени улед-сулейман не смогли поделить 10 млн. динаров, направленных из Триполи на укрепление безопасности в регионе.

В результате, в этом районе арабские боевики устроили полный беспредел. Как заявили представители тубу, Переходный национальный совет (ПНС) в конфликте открыто поддерживает арабские племена, и обвинили власти в использовании тяжелой боевой техники против чернокожего населения. По их словам, отряды арабских боевиков жгли дома чернокожих жителей города, убивали женщин, детей и стариков. В ответ тубу объявили о создании собственного правительства Южной Ливии, пригрозив взрывать нефтепроводы, а также обратиться за помощью к соплеменникам, живущим в соседних государствах – Чаде и Нигере.

Таким образом, конфликт грозит спровоцировать серьезный региональный кризис. Беспомощность ПНС в решении этих вопросов очевидна. Из Триполи так до сих пор и не прислали войска для усмирения боевиков и предотвращения резни. Наоборот, там утверждают, что войска, занявшие в этом городе ключевые позиции, поспособствуют восстановлению покоя в регионе.

А между тем, это не первый межплеменной конфликт, который происходит после свержения Муаммара Каддафи (у полковника не забалуешь, со вздохом сожаления вспоминают сегодня ливийцы), которому удавалось удерживать межплеменной и межэтнический баланс. Одно из наиболее крупных столкновений вылилось в бои возле города Куфра в феврале этого года, когда погибло более 100 человек.

Соответственно, аналитики утверждают, что эти конфликты не последние, тот факт, что ПНС утратила контроль над боевыми группировками в стране, главным образом боевиками различных племен, приведет ни к чему иному, как к полномасштабной гражданской войне по сценарию суданского Дарфура, где кровавый конфликт развивается по расовому признаку – арабы против африканцев.