Шалящий постмодернист
Мария Соловьева

Шалящий постмодернист

Михаил Прохоров вновь возвращается в политическую жизнь страны. Напомним, Прохоров год назад стартовал как лидер партии «Правое дело». За каких-то пару месяцев он довел партию до морального банкротства, так что активисты попросту выгнали его из организации. Прохоров объявил это «рейдерским захватом» и обиделся. «Правое дело» выборы проиграло.

Тогда неунывающий олигарх бросился штурмовать политический олимп – президентские выборы. Набрав 8% голосов, не в последнюю очередь благодаря своей сестре Ирине, Прохоров несколько заважничал и пообещал основать партию «Гражданская платформа». Впоследствии, несколько месяцев спустя, он заявил, что партия будет зарегистрирована по формальным признакам, а основной своей целью он, Прохоров, видит поддержку набирающему силу общественному движению. Поэтому в партии будут состоять 500 юристов, для оказания профильной поддержки активистам на местах.

Сказать, что Прохоров произвел сенсацию – не сказать ничего. Электорат олигарха выглядел жалко. Голосуя весной за «умницу», «предпринимателя», «молодого, но серьезного политика», «бизнесмена», граждане никак не ожидали увидеть в Прохорове постмодерниста шалящего. Потому как иначе выходку Михаила Дмитриевича оценить не получается.

Однако пробежало быстротечное в наших широтах лето, завершился годичный круг, и Михаил Прохоров вновь появился на политическом небосклоне. Теперь он собрался из партии «Гражданская платформа» делать все-таки традиционный проект. И даже привлечь к нему известных людей, вроде Александра Починка и Евгения Ройзмана. К сожалению, Иван Охлобыстин оказался уже занят бывшими соратниками по «Правому делу». Возможно, кстати, что именно этот факт вернул Прохорова в партию.

Неторопливость бизнесмена привела к тому, что в муниципальных выборах этого года его партия участвовать не будет: по срокам не успевает. Остается готовиться к следующему году, собирать подрастерянный на поворотах электорат, приманивать политически активных людей. Михаил Прохоров все еще остается привлекательной политической фигурой, но происхождение этой привлекательности скорее надо искать в закрытости политической борьбы среди российских элит, чем в мощной харизме и мудрой программе олигарха.

Вопрос в том, насколько Прохоров сумеет обуздать свою постмодернистскую шаловливость, насколько он готов всерьез относиться не только к членам своей партии, но и к избирателям. Насколько он верит в них? Настолько же, как и они в него?

Если Прохоров сумеет прекратить играть в политику, а начнет ею заниматься на самом деле, возможны некоторые потрясения. Не до основания, разумеется, на это у него ни ресурса, ни мандата нет. И, все-таки, немного конкуренции явно не помешало бы «Единой России». Так сказать, для бодрости духа.  

По крайней мере, здоровая конкурентная борьба для политики страны и для элиты сейчас лучшее лекарство после информационных противоборств минувшего года, когда градус агрессивности в обществе и прессе просто зашкаливал. Мы нуждаемся в реальной политике вместо виртуальной. И высокий процент Прохорова на президентских выборах тому доказательство.

Пока что олигарх не вернул обществу этот долг. Посмотрим, как он пройдет второй годичный круг политической активности, когда делать надо будет больше, чем говорить.