Сорос хоронит Европу
Мария Соловьева

Сорос хоронит Европу

Известный американский предприниматель Джордж Сорос считает, что Германии необходимо выйти из еврозоны. Дело в том, как считает Сорос, что кризис евро настигает европейские державы, подобно эффекту домино. И за проблемами на периферии зоны неизбежно последуют проблемы в моторе евроконсолидации – Германии.

Когда-то именно Германию и Францию называли локомотивами Евросоюза. Однако после правления Николя Саркози Франция выбыла из лидеров, потеряв процентные пункты по росту ВВП и нарастив дефицит бюджета. Что поделать, победоносные натовские бомбардировки Ливии тоже имеют свою цену.

Теперь Германии приходится отдуваться в одиночку. Это выражается в том, что долги таких стран, как Греция и Испания оплачивают в большей части немцы. Но не только: относительно высокий курс евро тоже оплачивают немцы. И социальное благополучие бедных стран Восточной Европы тоже держится на плечах немцев.

Проблема кризиса еврозоны подобна кризису пенсионной системы России: проблемы решаются закидыванием денег, а не системными изменениями. Потому что производить системную реформу страшно – это чревато социальными потрясениями. А в случае Евросоюза – распадом.

По мнению Сороса, Германии стоит форсировать интегрирование экономик стран ЕС, или же покинуть Евросоюз. Логика его понятна – либо ЕС превращается в действительно одно государство, по примеру США, либо не стоит тянуть кота за хвост и прикрыть проект единой Европы в связи с нежеланием договориться.

Здесь сложно что-то возразить. Действительно, Евросоюз, словно муха в варенье, застрял в переходном периоде. Ни одно государство не хочет лишиться своей суверенности, хотя и декларирует на словах приверженность общему делу.

В итоге, политическая и экономическая деятельность ЕС заключается в перетягивании одеяла на себя, пока «родитель» в виде Германии не даст подзатыльник расшалившимся детишкам.

То, что в ЕС нет явной преференции одной страны над другими, все равны, а правительство между тем толком не сформировано и недееспособно, создает массу сложностей в критический период проверки на прочность этого новейшего глобализационного эксперимента. Решения, которые должны приниматься быстро, не принимаются вообще. Меры, которые нужно ввести, не вводятся. Зато все время идет какая-то невнятная болтовня и грызня всяких депутатов, представителей, сенаторов и прочих «слуг народа».

Рано или поздно нежизнеспособные проекты погибают, подобно упырям при  свете солнца. А сейчас для Европы наступило время рассвета. И пока непонятно, то, что останется после восхода солнца, будет живым или мертвым?

Ясно одно: так, как идут дела сегодня, продолжаться больше не может. Невозможно заткнуть все дырки в дырявом днище тонущего корабля, надо пересаживаться в шлюпку.

К сожалению, чтобы принять подобное радикальное решение о выходе из зоны евро или же о смене формата экономического сотрудничества, Германии придется принять несколько важных политических решений. Насколько к ним готова сама Ангела Меркель и ее команда? И насколько немецким чиновникам готовы предоставить свободу в такого рода решениях союзники из-за океана? Последние сами сейчас находятся перед воронкой значительного финансового кризиса, и поэтому отнюдь не склонны к самопожертвованию во благо Единой Европы.