
Потрясающее сообщение пришло из Эстонии: «В субботу с выставки классики современного искусства Эстонии, которая проходит в Тартуском художественном музее, украли стеклянную банку с экскрементами – фрагмент инсталляции Яана Тоомика «15 мая – 1 июня 1992».
Расследованием кражи занимается полиция. Организаторы фестиваля современного искусства Art Ist Kuku Nu Ut и Тартуский художественный музей продолжают экспонировать инсталляцию и приносят художнику и публике извинения за то, что произведение искусства лишилось своей целостности».
Как-то сразу стало легче на душе – оказывается, не только у нас орудуют Гельманы от искусства. Эстонские Шерлоки Холмсы просто обязаны проверить «российский след». Не протянула ли злобная бывшая империя свои загребущие лапы к сокровищам эстонского национального искусства.
Может быть, именно в этой банке сосредоточились наивысшие художественные достижения творческой интеллигенции Эстонии. Вот горе-то будет, если носитель имперского мышления Марат Гельман выдаст краденое культурное достояние эстонского государства за результат жалких потуг его бездарных халтурщиков. Немощные художники Гельмана не в состоянии засунуть в баночку экскременты такого высокого, чистого, истинно европейского качества.
Не вошел ли Гельман в зловещий сговор с ФСБ? Вдруг его тайные агенты готовятся втихую выставить достижение эстонской культуры на международный аукцион, например, «Сотби». Ведь можно представить, какой ажиотаж вызовет у покупателей подобный раритет.
Эстонские дипломаты просто обязаны уведомить о случившемся правительства всех европейских стран и поставить на ноги Интерпол. Можно еще пожаловаться в Совет Безопасности ООН, в ЮНЕСКО на культурную агрессию со стороны России.
Но еще более важно зорко следить за тем, чтобы была обеспечена безопасность творческих достижений культурных эстонских парней. Хотя бы частично сохранившаяся инсталляция Яана Тоомика «15 мая – 1 июня 1992» должна быть спасена для грядущих поколений.
В принципе, инсталляцию надо было бы переименовать и назвать ее «Вот что делали эстонские художники, освободившиеся от советского ярма». Ярмо мешало им самовыражаться в истинно эстонском национальном стиле, вынуждая создавать нечто, хотя бы отдаленно напоминающее предметы настоящего, а не «современного», искусства. Непонятно только одно – почему Тоомик не выставляет баночки с мочой, накопленные с 3 августа по 10 сентября 2012 года? Наверное, ждет пока двадцать лет не пройдет, дабы искусство стало настоящим, выдержанным. Назвать инсталляцию тогда с полным правом можно будет «Хлебни независимости!».
По материалам Роспатриот
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках