Незнайка в храме
Мария Соловьева

Незнайка в храме

Михаил Прохоров решил внести свою лепту в обсуждение относительно дела Pussy Riot. Как сообщило «Сегодня.ру», олигарх разразился масштабной статьей, в которой объяснил свое видение данного вопроса. Всегда интересно читать людей, которые пишут о том, о чем не имеют никакого представления, как в данном случае. Будучи абсолютно атеистичным человеком, совершенно безграмотным в вопросах истории церкви, истории религий, да и просто христианства, не говоря уж о других религиях, Михаил Прохоров считает для себя возможным делать какие-то выводы и выносить на свет какие-то предложения. Современное общество вознесло на пьедестал случайных людей, которые высказывают какие-то свои, случайно пришедшие им в голову мысли, после чего человека этого с пьедестала стаскивает толпа и начинает, в зависимости от симпатий, качать или рвать на клочки. Казалось бы, человеку уровня Михаила Прохорова (имеется в виду уровень денег, а не интеллекта), ничего не стоит обратиться к каким-то экспертам, а лучше еще и к светским ученым, и к православным богословам, поучить от них заключение, на основании которого уже сделать выводы. Вроде бы такой простой и ясный путь. Но нет, не таков г-н Прохоров! Не утруждая себя изучением вопроса, не заморачиваясь экспертными оценками, человек, который во время ужина в ресторане без зазрения совести тратит десятки тысяч евро, будучи в курсе бедственного положения многих людей в нашей стране, считает возможным для себя рассуждать о религиозной этике. Ну что ж, в конце концов, и ослица может заговорить, как утверждает Библия. О чем же пишет нам этот своеобразный представитель класса предпринимателей? Обращаясь к граду и миру, Михаил Прохоров считает необходимым создание «Религиозного кодекса». По мнению олигарха, государство наше, пройдя через горнило советской идеократии (термина Прохорова – М.С.), не обрело светскости в каком-то его, прохоровском понимании. Скорее, оно заблудилось, приткнувшись к религиозным организациям. В чем-то он прав: бывшие коммунисты-атеисты, стоящие со свечками во время церковных служб, в народе заслужили прозвище «подсвечников». Однако уместно ли в контексте личного пиара чиновников за счет какой-то религии говорить об угрозе светскости государства? Призывая к светскости и здравомыслию, Михаил Прохоров сам скатывается в какие-то сомнительные инсинуации, призывая на помощь столь уважаемых и любимых им юристов, которые и должны вместить религии в рамки придуманного олигархом кодекса. Михаил Прохоров явно не до конца понимает, что такое вера для человека верующего. Он пытается влезть в этическое и духовное с рациональной меркой. Конечно, с добрыми намерениями, по крайней мере, он их декларирует. Однако такими же добрыми намерениями руководствовался Петр I, упразднивший Патриархию и введший Священный синод как орган светского государства, регламентирующий религиозную жизнь. К каким последствиям это привело? К полнейшему духовному оскудению народа, а потом – и к революции. То, что Михаил Прохоров идет по этому же пути, объяснимо, если вспомнить и сравнить куршавельские гулянки и всепьянейший собор Петра. Для человека с подобным образом жизни, вероятно, иного пути и не существует. Прохоров предлагает на базе своей партии «Гражданская платформа» организовать общественные дискуссии вокруг заданного им вектора движения к созданию юридического инструмента по усмирению религий в России. Любопытно будет взглянуть на тех, кто примет в них живейшее участие.