Торжество обезьяны
Мария Соловьева

Торжество обезьяны

Вчера на территории выставочного комплекса «Винзавод» случился скандал. Вход в галерею Марата Гельмана был перекрыт компанией из нескольких мужчин в казачьей форме. Казаки требовали закрытия выставки «Духовная брань», которая экспонируется в галерее Гельмана. Выставка, столь возмутившая казаков, уже удостоилась критики от представителей Русской Православной Церкви. Секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал выставку "актом циничного террора". В основе изображений, стилизованных под христианскую символику, использовались портреты участниц группы Pussy Riot. Определение, данное архимандритом Тихоном, удивительно точное. Современное искусство все больше срастается с террором, этим новейшим политическим средством борьбы. Поражая человеческую душу, вызывая сильнейшие эмоции отвращения, ужаса, страха, современное искусство воздействует на нее даже более пагубно, чем непосредственная гибель людей: смерть людей можно оплакать, но как оплакать смерть души? Возмущение тех, кто не желает молчаливо наблюдать за таким уточненным убийством, вызывает значительно больше симпатии, чем возмущение того же Гельмана, ради скандала и наживы не отступающего ни перед чем. Вопрос этики перестает быть умозрительным, он становится ножом, разрезающим сердце. Нормально ли – дрыгаться в белье и дырявых шапках на амвоне? Нормально ли – сидеть в тюрьме за такие вот дрыгания и выкрикивание богохульств? Нормально ли – платить звездам шоу-бизнеса за поддержку дрыгающихся? Нормально ли – исключать из ротации песни певца, высказавшегося против такой поддержки? Где – норма? И где – отступление от нее? Те люди, что пришли выказать свой протест и перекрыть вход в галерею Гельмана – они нормальны? Или нормальны те, кто корежит изображения святых, на потребу публике? Этика – ядерная бомба духовного террора. Что важнее – уважать чувства людей, которые никого и ничего не уважают? Или важнее уважать чувства людей, у которых постулирован «страх Божий» как одна из добродетелей? Постсоветское общество лишено внятных ориентиров. Для одних нравственным ориентиром и вожделением является абсолютная вседозволенность, без преград. И в этом они видят свободу, полет, высоту человеческого духа. Для других таким ориентиром стала религиозная жизнь, полная внутренних правил и ограничений. Эти люди видят свободу и полет в соединении с Богом. А остальные? Те миллионы людей, которые не являются практикующими религиозными людьми, и которые не разделяют либеральные ценности? Что важно для них? Ежедневный телевизионный хавчик из новостных ужасов и постоянно смеющихся клоунов? Рост пенсии и зарплат? Где голоса этой молчаливой массы? Народ безмолвствует… Сколькому Россия обязана этому безмолвию, этому желанию отгородиться своим тесным тараканьим мирком от страшного большого мира, в котором надо делать выбор. Выбор между добром и злом, между созиданием и разрушением, между правдой и ложью. Такой жестокий, такой неизбежный. P.S. Есть такая книга, «В домике НАИВа», она тоже про искусство. Современное. Только это другое искусство – светлое, чистое, вдохновляющее на любовь. В этой книге написано о детях, которые совершенно четко знают ответы на сложные взрослые вопросы. Осталось только дождаться, когда они вырастут. И подарят нам свое знание. Откуда берутся клопы в квартире? Ответ на nacekomih.net