По мнению ряда военных экспертов, восстановление боевого потенциала своей армии после поражения в августе 2008 года Грузии удалось завершить уже через год. При этом численность военных выросла с 32 тыс. человек в 2008 году до 37,8 тыс. в 2009-м. По сравнению с августом 2008 г. наземная компонента грузинской армии увеличилась на одну регулярную пехотную и артиллерийскую бригады. Поэтому, принимая во внимание две формируемые бригады резерва армейского типа, а так же силы национальной гвардии, можно говорить о росте её численности примерно в 1,5-2 раза.
В Грузию продолжает поступать вооружение и военная техника по ранее заключенным контрактам (например, турецкие БТР Ejder).Уровень оснащенности грузинской армии стал выше (кроме флота), чем в августе 2008 года, даже с учетом понесенных в ходе боевых действий потерь в вооружении и военной технике. Этому во многом способствует расширяющееся военное сотрудничество Грузии и стран НАТО, которое в последнее время значительно активизировалось.
Так, накануне визита в Грузию Хиллари Клинтон, Вашингтон подарил Тбилиси 2 катера береговой охраны стоимостью в $2 млн. (всего на улучшение инфраструктуры грузинской береговой охраны США в 2012 году было выделено $10 млн.). В июне 2011-го США безвозмездно передали Грузии 30 автомобилей Hummer М1151 и 10 бронированных машин Hummer М1151А1 общей стоимостью $5 млн. В апреле 2012-го было официально объявлено о поставках 28 бронемашин с повышенной защитой от мин. Помимо США в послевоенном перевооружении Грузии принимают участие Франция, Турция, Израиль, Болгария и др. страны. Круг поставок широк: от стрелкового оружия и боеприпасов к нему до тяжелой бронетехники, современных комплексов противотанковой и противовоздушной борьбы. Поэтому после войны 2008 года в грузинской армии доля военной техники импортного производства увеличилась до 50%.
Кроме поставок техники и вооружения Грузии США и НАТО осуществляют подготовку подразделений грузинских Вооруженных Сил, как на территории Грузии, так и в учебном центре армии США в Хоненфилс (Германия). При этом регулярно проводятся совместные учения войск Грузии и стран НАТО (последнее совместное международное учение вооруженных сил Грузии и НАТО «Грузия-2012» прошло в период с 22 по 28 сентября 2012 г.). Помимо этого американские военные принимают активное участие в модернизации системы управления Вооружённых Сил Грузии в целом, а так же отдельных её элементов. Так, с 12 по 21 сентября 2012 г. в Грузии работала группа военных экспертов США, которые изучили ситуацию с противовоздушной обороной Грузии и определили исходящие для страны потенциальные воздушные угрозы. На следующем этапе сотрудничества планируется разработка доктрины противовоздушной обороны, которая будет предложена грузинской стороне и технически обеспечена США.
Большое значение руководство Грузии придаёт участию подразделений грузинской армии в операции США (ISAF) в Афганистане. Саакашвили стремится преподнести участие грузинского контингента в афганской кампании в качестве решающего аргумента, демонстрирующего готовность Грузии к вступлению в НАТО. До сентября 2012 г. в ней было задействовано 900 грузинских военнослужащих, несших службу в составе американского воинского контингента в афганской провинции Гильменд (военная база «Шуквани») и французского в Кабуле. Это второй по численности показатель среди стран – не членов НАТО. В ближайшее время этот показатель увеличится, так как руководство Грузии направляет в Афганистан дополнительно батальон военнослужащих, доводя численность своего контингента до 1700 человек (в сентябре на замену батальона 2-й пехотной бригады в состав контингента в Афганистане отправлены по одному батальону из 1-й и 3-й бригад). Таким образом, руководством Грузии планируется задействовать примерно 5% всех грузинских войск в операции США в Афганистане.
Между тем, сами грузинские военные не стремятся проходить «афганскую школу». По данным тбилисской газеты «Квирис палитра», в Грузии возникли проблемы с набором контрактников для службы в Афганистане. Сообщается, что в первом квартале 2012 г. около 100 военнослужащих написали рапорта об отказе проходить службу в этой исламской республике. Отказников не сдерживают даже высокие штрафные санкции (28 тыс. лари – примерно $17 тыс.) за несоблюдение условий контракта.
Вместе с этим участие грузинских военных в операции НАТО в Афганистане всё чаще вызывает критику и со стороны политической оппозиции. В марте этого года действующие в Грузии оппозиционные партии подписали совместную декларацию, в которой выразили возмущение командованию НАТО непропорциональным вкладом Грузии в обеспечение безопасности в Афганистане на фоне сокращения численности контингентов других стран.
Несмотря на это действующее политическое руководство Грузии, продолжает рассматривать участие грузинских военнослужащих в военной операции США в Афганистане как одну из приоритетных задач. Складывается впечатление, что, направляя своих солдат в «горячие точки», фактически «торгуя» их жизнями, руководство Грузии рассчитывает на получение от США неких бонусов в виде политической, финансовой и военно-технической помощи.
Анализируя вероятность возникновения вооружённой конфронтации на Южном Кавказе в ближайшее время, эксперты рассматривают несколько вариантов развития событий. Первый, но отнюдь не новый и наиболее лелеемый политическим руководством Грузии, связан с «российской военной угрозой». Хотя, несмотря на череду громких заявлений грузинских политиков о готовящейся военной агрессии против Грузии, данный вариант развития событий международными экспертами оценивался как маловероятный. Тем не менее, размах ведущейся в Грузии информационно-пропагандистской кампании, в которой задействованы все имеющиеся государственные и частные ресурсы, впечатляет. Показательным примером служит попытка руководства Грузии убедить население страны и международное сообщество в том, что война с Россией неизбежна, и прошедшее учение «Кавказ-2012» должно было стать прикрытием для начала военной агрессии России против Грузии. Абсолютно не принималось во внимание, что районы проведения учений находились на военных полигонах в Астраханской и Волгоградской областях, а ограниченный состав привлекаемых сил и средств Российской армии не мог обеспечить создание наступательной группировки войск. Напротив, Саакашвили практически демонстративно ставил задачу силовикам на выработку мер по подготовке к «отражению вероятной агрессии со стороны России», а попытки российского военно-политического руководства охладить воинственный пыл грузинских политиков только спровоцировали новый виток пропагандисткой кампании.
Очевидно, что в настоящее время в Грузии наблюдается эскалация военной пропаганды. Представляется, что Саакашвили готовится к войне. При этом больше всего претензий Грузия имеет к России, которую она безосновательно обвиняет в оккупации территорий Абхазии и Южной Осетии, а так же считает главной угрозой своей национальной безопасности. Если год назад в Грузии ещё можно было говорить о необходимости диалога с Россией, то сейчас подобные заявления рассматриваются весьма неоднозначно. Свидетельством тому могут служить результаты голосования в ходе принятия новой «Концепции национальной безопасности» в декабре прошлого года. Примечательно, что концепция была принята парламентом Грузии 111 голосами «за» при трех – «против». Критика со стороны оппозиции касалась только необходимости ужесточить формулировки в отношении России, которая в документе упомянута 44 раза.
Правда, не смотря на искусственно поддерживаемый грузинским руководством кризис межгосударственных отношений между Грузией и Россией, в обозримом будущем Вооружённые Силы Грузии по основным характеристикам своего боевого потенциала едва ли будут способны эффективно противостоять российской армии и вести против неё успешные боевые действия.
В этой связи представляется, что политические демарши Саакашвили и др., направленные на обвинение России в стремлении к «превращению Грузии в несостоявшееся государство» и «возвращению Грузии на российскую орбиту насильственным путем», скорее служат пропагандистским целям стремления подержания имиджа Грузии, как страны, «территории которой подверглись оккупации». Противопоставляя Грузию России в качестве своеобразного геополитического «раздражителя», Саакашвили стремится к получению от «западных партнёров» политических, экономических и военных преференций.
Тем не менее, становится очевидным, что прагматичное европейское руководство и бизнес-элита, заинтересованные в региональной стабильности и взаимовыгодном сотрудничестве с Россией, все более убеждаются в несостоятельности американского проекта по использованию Грузии в интересах политического шантажа российского руководства. По мнению руководства ведущих европейских государств, Грузия, имеющая серьезные проблемы с обеспечением «стандартов повседневной демократии», по состоянию на сегодняшний день, способна привнести в деятельность НАТО исключительно только проблемы.
Очевидно, что в сложившейся внешнеполитической ситуации Россия заинтересована скорее в сохранении на Южном Кавказе своего «статус-кво», чем, нежели в дестабилизации обстановки. А обострение вооружённого противостояния в регионе принесло бы очевидную выгоду Грузии. Это обстоятельство нельзя игнорировать, рассматривая варианты возникновения вооружённой конфронтации на Южном Кавказе.
На общем фоне миролюбивых заявлений грузинских политиков о том, что Грузия будет стремиться разрешить проблему «оккупированных территорий» Абхазии и Южной Осетии только мирным путём, возникновение очага вооружённого конфликта существенно облегчило бы руководству Грузии задачу удерживания внимания международного сообщества на проблеме российско-грузинских противоречий. Необходимость защищать «молодую грузинскую демократию» вынудило бы страны Запада проявить большую сговорчивость при рассмотрении вопроса о вступлении Грузии в НАТО, а так же оказании ей иной военной и политической поддержки. При этом на второй план снова отошёл бы ответ на вопрос о том, кто несёт ответственность за развязывание военного конфликта.
События августа 2008 года убедительно продемонстрировали, что современный уровень развития технологий ведения информационных войн позволяет ввести в заблуждение мировое сообщество и в его глазах оправдать агрессора. Так, результатом проведённой в 2008 году политическим руководством Грузии мощной дезинформационной кампании стал перевод акцентов с оценки собственных просчётов при проведении внутренней национальной политики во внешнеполитическую плоскость. Объявляя территории Абхазии и Южной Осетии оккупированными «в результате военной агрессии Российской Федерации», политическое руководство Грузии добилось восприятия мировым сообществом собственно грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов как, в первую очередь, до сих пор неразрешённого российско-грузинского конфликта. Несмотря на многократные заявления грузинских политиков о том, что соблюдение территориальной целостности страны является принципиальным основополагающим вопросом, которым Грузия не поступится ни при каких условиях, для них совершенно очевидно, что начало силовых действий в отношении Цхинвала и Сухума вызовет ответную реакцию со стороны России. К повторному вооружённому конфликту с РФ, поражение в котором неизбежно приведёт к катастрофическим для нынешнего грузинского политического руководства последствиям, ВС Грузии в настоящее время не готовы. Поэтому повторение Грузией сценария 2008 года и открытого военного реванша за поражение в «пятидневной войне» в ближайшее время представляется маловероятным.
В качестве третьего варианта войны в регионе экспертами рассматривается сохраняющаяся вероятность развязывания военного конфликта на территории Абхазии, Южной Осетии и втягивания в него всех противостоящих в регионе сторон путём осуществления вооружённых провокаций со стороны третьих сил (от маргиналов в среде политических элит до членов экстремистских незаконных организаций). Несмотря на то, что мониторинг с привлечением иностранных экспертов в приграничных с Абхазией и Южной Осетией районах Грузии является достаточно эффективным инструментом контроля действий и местоположения войск, он не позволяет в полной мере фиксировать и отслеживать перемещения небольших иррегулярных подразделений.
В этих условиях сохранение мира в регионе во многом будет зависеть от выдержки России, не заинтересованной в дестабилизации ситуации, и её способности адекватно реагировать в дипломатической, информационной и военной сферах на провокации, в том числе и грузинских спецслужб.
В.Сошественский,
кандидат педагогических наук
(Из выступления в Российском институте стратегических исследований)
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках