В последние месяцы активность пантюркистских организаций на территории России приобрела беспрецедентные масштабы. По сути, речь идет о развернувшейся «войне за умму».
Поводом для «турецкого наступления» послужили действия руководства Совета муфтиев России по выдавливанию представителей турецкой секты «Сулейманджи», работающей под контролем иностранных спецслужб (один из лидеров секты С.Коксаль – бывший руководитель МИТ Турции), из Московского исламского университета и нижегородского благотворительного пансиона «Волга».
В результате ослабления позиций турки были вынуждены окончательно «окопаться» в московской резиденции Центрального духовного управления мусульман и своей российской штаб-квартире в Мытищи. В ответ на новую политику СМР пантюркисты активизировали шаги, направленные как на дискредитацию руководства этой организации, так и внесение раскола в исламское сообщество России, а главное – стравливание представителей различных конфессий страны.
Стратегия «турецкого наступления» сводится к «всеобщей мобилизации» мусульманских объединений (главным образом против СМР) с целью удержания контроля над умонастроениями молодого поколения мусульман, то есть системой исламского образования России. Атаки носят разновекторный характер и осуществляются через СМИ (включая федеральные), а также агентов влияния в госструктурах и непосредственно в мусульманском сообществе страны.
В качестве «флага» борьбы был избран председатель ЦДУМ Таджуддин, «обрабатывавшийся» турками через родственников и соратников на протяжении многих лет. Однако именно в 2012 году после длительного перерыва его имя вновь зазвучало в качестве «лидера» российского ислама. Судя по всему, не последнюю роль здесь сыграла поездка Таджуддина в Турцию, минувшим предпринятая летом.
Примечательно, что после поездки Таджуддин спешно активизировал деятельность на «молодежном направлении» – 29-30 августа в Уфе состоялся первый с 1989 года съезд выпускников Российского исламского университета ЦДУМ. Основными спонсорами мероприятия выступили представители секты «Сулейманджи».
Важнейшим направлением деятельности пантюркистов является информационное поле. Через подконтрольные СМИ их лоббисты осуществляют эффектную подмену понятий – проводят идеи о зависимости российского исламского образования от Саудовской Аравии и зашкаливающей экстремисткой угрозе со стороны арабских агентов – российских граждан-«ваххабитов». В этом смысле под «особым прицелом» оказался в преддверии Универсиады 2013 года Татарстан, где на фоне произошедших июльских терактов СМИ развернули борьбу с внезапно обнаруженным «многотысячным террористическим подпольем». Основными «рупорами», трубящими о «засилье» экстремистов, выступают такие сайты, как islamio.ru, interfax-religion.ru и др. Примечательно, что среди инициаторов продолжающейся антиваххабитской кампании можно заметить влиятельных деятелей, тесно связанных по линии бизнеса с Турецкой Республикой.
Как представляется, вбрасываемые лозунги об «арабском вмешательстве» в дела российских мусульман могут ухудшить и без того непростые отношения России с некоторыми партнерами по мировому рынку энергоносителей.
В ходе борьбы значительное внимание турки уделяют дроблению централизованных религиозных организаций вкупе с переписыванием истории ислама в России. Иллюстрацией такой политики является создание на базе ЦДУМ «Объединения мусульман России» с идеологическим центром в Булгарском городище (Республика Татарстан). По сути, «раскручивание» нового центра духовного наставничества нацелено на вывод тюркских народов Поволжья из-под идеологического влияния «Бухарской школы», созданной по распоряжению И.В.Сталина на территории Узбекистана в 1943 года, и переориентацию татаро-башкирской уммы (т.н. «северных тюрок») на «исторический центр» – участницу НАТО – Турцию. К слову, несмотря на атеистический характер советского государства, бухарские богословы (к примеру, муфтии Бабахановы) пользовались заслуженным авторитетом в исламском мире.
Попытка внесения идеологического раскола в ряды российских мусульман выразилась и в инсинуациях вокруг даты проведения праздника Курбан-байрам. Незадолго до этого события, СМИ стали активно продвигать тезис о том, что в определении даты празднования российским последователям ислама следует ориентироваться на данные обсерватории Анкары (которая определила начало праздника на 25 октября). Общепризнанную дату – 26 октября – эти ресурсы объявили «ориентацией на ваххабитов» (имея в виду результаты наблюдений саудовских астрономов), умалчивая тот факт, что «турецкий вариант» приходился на еще продолжающийся хадж, преждевременное празднование завершения которого попросту бессмысленно. Итогом кампании стали репортажи ряда мировых телеканалов об «особенностях» понимания ислама в России.
Следует отметить, что, несмотря на традиционные разногласия, вызванные борьбой за финансы и лидерство, российское мусульманское духовенство никогда не было расколото по идеологическому признаку.
В качестве примера борьбы за умонастроения мусульман можно считать и появление в ноябре материалов, компрометирующих многотомное собрание «Ислам в Российской Федерации», выпущенное издательским домом «Медина». Автор критических статей Р.А.Силантьев обвинил главного редактора издания Д.З.Хайретдинова в непрофессионализме. В этой связи эксперты отмечают, что поводом для неожиданной атаки на изданную несколько лет назад энциклопедию, по всей видимости, стало обострение борьбы за влияние на систему исламского образования России. Не последнюю роль, похоже, сыграло и то, что упомянутые книги изначально планировалось выпустить «под турецким присмотром», от которого СМР впоследствии отказался.
На этом фоне вызывает обеспокоенность тот факт, что в последнее время председатель Совета муфтиев России Р.Гайнутдин стал подвергаться открытому давлению со стороны пантюркистов, требующих возврата утраченных позиций в «подведомственной» ему организации. В ход идут попытки подкупа и психологической обработки, в том числе через его ближайшее окружение.
Примечательно, что 23 ноября в результате инициированной прокурорской проверки подразделениями полиции в представительстве Центрального духовного управления мусульман по адресу: г.Москва, ул.Касаткина, д.18, был выявлен факт деятельности медресе «Сулейманджи», преподавателями которого являлись трое граждан Турции, а также организации в его помещениях нелегального общежития для иностранных граждан (Турции, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана). Была обнаружена запрещенная литература, а одно из подсобных помещений представительства было оборудовано для принятия наркотических веществ, о чем свидетельствовали обнаруженные 5 приспособлений для курения наркотиков и почти грамм гашиша.
С учетом раздробленности российских мусульманских структур турецкая активность еще более усиливает отток прихожан из официальных мусульманских организаций к «теневым» наставникам. Очевидно, создание «пятой колонны» из последователей ислама для России небезопасно.
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках