Восток, как известно, дело тонкое... А где тонко, там и рвётся. Наглядный пример тому – свежая история с Габалинской РЛС, за аренду которой Россия до самого недавнего времени платила Азербайджану семь миллионов долларов в год. Сумма не бог весть какая, - и наследный президент-эмир нефтяного Азербайджана по истечении договора аренды взял, да и потребовал с северного соседа аж в сорок с лишним раз больше. Подход намечался вполне восточный, то есть с длительной базарной торговлей и постепенным сбавлением цены в обмен на что-нибудь ценное и полезное…
Результат демарша оказался для Ильхама Алиева неожиданным. Россия просто прекратила эксплуатацию Габалинской РЛС и начала готовить эвакуацию обслуживающего персонала. Это повергло азербайджанские власти сначала в шок, потом в лёгкую панику. При некотором здравом размышлении оказалось, что «базарный» подход к отношениям с Россией вводит Азербайджан в какую-то совсем уж неприятную геополитику…
Строилась РЛС в Габале ещё в середине 1970-х годов, то есть в ту пору, когда дружба иранского шаха с США была в разгаре, и в Москве рассматривали Иран как серьезную потенциальную угрозу для южных границ СССР. Потом в Иране случилась исламская революция, американцев из страны выгнали, но угроза никуда не исчезла, а Габалинская РЛС стала даже важнее, чем прежде: уж больно горячие дела стали твориться на южных берегах Каспия. Да и информация о тех делах становилась всё более интересна не только для СССР, но и для США.
И уж совсем важной РЛС стала в свете российско-американских переговоров относительно ПРО, направленной (теоретически) против иранских ракетно-ядерных планов. Ведь если такие планы и в самом деле существуют, то ценность Габалы резко возрастает – откуда ещё следить за ракетными приготовлениями, как не из Азербайджана. Возможно, что именно так Ильхам Алиев и рассуждал. Но, как оказалось, напрасно. Во-первых, Россия времени не теряла и успела построить еще одну РЛС в Армавире, по техническим возможностям на порядок превосходящую старую РЛС в Габале. Конечно, иметь две РЛС вместо одной было бы неплохо, но ежегодно отстёгивать триста миллионов долларов за такое удовольствие слишком накладно. Во-вторых, если Россия уйдет из Габалы, то получить такой подарок, как тамошняя РЛС для Азербайджана не только невыгодно, но и небезопасно. Заменить российских специалистов «местными кадрами» проблематично, а просто бросить сооружение на разграбление местными жителями уж совсем непрестижно.
Да и Вашингтоне такая метаморфоза одобрения не вызывает. Никто из американцев, конечно, всёрьез не верит в опасность иранских ракет, которые пролетят над Россией и упадут в Европе. Но вот знать о том, где базируется и как перемещается иранская авиация, американцы были бы очень даже не против, и ради такого дела готовы были бы и дальше закулисно сотрудничать с Россией в Закавказье.
Чрезмерная жадность Алиева на планах такого сотрудничества ставит крест, а самим американцам лезть в Азербайджан не хочется. Хотя бы потому, что смена в Габале российского персонала на американский может вызвать новый виток напряженности в отношениях с Ираном, да ещё в самое неподходящее время. Как не верти, но получается, что Азербайджану российское присутствие в Габале нужнее, чем самой России. А коли так, то впору не то что от повышения арендных ставок отказываться сразу и навсегда, но ещё и России приплачивать, чтоб только не уходила.
Разумеется, в Баку сама мысль об утраченной возможности срубить с России бабла вызывает зубовный скрежет. Но что поделаешь – политика есть искусство возможного. Если это действительно политика, а не разновидность восточного базара.
По материалам Народного политолога
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках