Смена Сердюкова – это процесс, демонстрирующий то, что в политической элите России наметились достаточно серьезные сдвиги. Сегодня существуют две группировки, примерно равноценные по потенциалу. Либерально-западническая группировка, олицетворяемая олигархами финансово-сырьевой группы. Ее представителями являются такие фигуры как Каспаров, Касьянов, Кудрин, Медведев. Другая – это промышленно-силовая группировка.
Первая группировка – финансово-сырьевая – это представители олигархата первой волны, которые сумели захватить и поделить то, что досталось в наследство от Советского Союза в сырьевой отрасли. Вторая группировка – те, в наследство которым достались высокотехнологичное производства, те, кого в свое время называли «красными директорами» и т.д. Вторая группировка заинтересована в том, чтобы Россия существовала на имперских, почти что царских основах, в которых они – промышленно-силовые олигархи, хозяева высокотехнологичных производств, высокие чиновники – могли бы передавать свою власть, собственность по наследству, в которых эта высокотехнологичная собственность процветала. Поэтому, чтобы эта собственность процветала, Россия должна быть геополитическим центром силы, способным проводить самостоятельную политику имперского толка.
В первой группировке считают, что население России избыточно, его хорошо бы и сократить. Не лично Медведев, а, во всяком случае, те, кто стоят за их спинами, такие как Маргарет Тэтчер, которая заявила, что в России достаточно иметь 40 млн населения. Они заинтересованы в том, чтобы их собственность в виде нефтяных вышек охраняли американские солдаты – это самое безопасное и надежное. В этом заинтересован и Запад.
Конфликт, противостояние между группировками антагонистический, и выплеснулся он на улицу в виде протестных движений оранжевого цвета в прошлом декабре-январе, когда выбирался на пост президента Владимир Путин, выбиралась Государственная Дума.
Сегодня президентской команде стало понятно, что без того, чтобы закрепить свою власть и ослабить эту либеральную группировку в условиях надвигающегося кризиса, у власти не устоять. Поэтому борьба за контроль ключевых должностей (в частности, такой должностью был пост министра обороны) принимает острые формы.
Сердюков был сначала в команде Путина, а потом, судя по направленности его военно-технической политики и практической деятельности, перекинулся на сторону либералов-западников, за что и был сейчас в такой довольно жесткой форме снят. По сути, поставлен вопрос о возможности его привлечения к судебно-уголовной ответственности.
Поэтому снятие г-на Сердюкова – это следствие ужесточения внутриполитической борьбы внутри правящей элитарной верхушки с целью захвата контроля над властными структурами России одной из правящих элит.
Заменил его Шойгу. Почему именно Шойгу? Начнем с того, что Шойгу, несмотря на массу претензий со стороны его бывших подчиненных из МЧС, имеет достаточно положительный имидж у российской политической элиты, у населения страны. Он не лез в политику, его подчиненные работали достаточно эффективно, и он имеет относительно позитивный имидж среди населения страны, как, кстати, и в Вооруженных силах.
Поэтому для того, чтобы поднять управляемость Вооруженных сил, было решено назначить более авторитетную фигуру. Даже не «более авторитетную фигуру», а фигуру, обладающую хотя бы ограниченным авторитетом в глазах офицерского сообщества. Соответственно, были предприняты первые демонстративные меры по нейтрализации наиболее социально-опасных действий команды Сердюкова. В частности, это прекращение уничтожения военной медицины; возвращение военных учебных заведений; отказ от закупки иностранной техники, что, кстати, очень выгодно для нашего оборонно-строительного комплекса, и это очень одобряется в целом всеми силами, которые есть в производстве.
При этом не стоит забывать, что Шойгу – тоже человек не военный и его познания в военной сфере весьма ограничены. Он, конечно, значительно лучше, чем Сердюков, но как военный специалист, он не очень.
Наконец, назначение Шойгу означает создание более благоприятных условий для работы нашего оборонно-промышленного комплекса на основе реализации Гособоронзаказа. Как вы помните, Сердюков ситуацию с Гособоронзаказом довел практически до абсурда, когда Гособоронзаказ был сорван практически дважды.
Вооружение будет закупаться отечественное, потому что это выгодно оборонно-промышленному комплексу, который в том числе и продвигал Шойгу на этот пост. Во-вторых, будет однозначно проводиться более взвешенная кадровая политика, поскольку Шойгу нужно, чтобы Вооруженные силы сохраняли свою относительную лояльность действующей власти.
Вероятно, будет проводиться и более эффективная финансовая политика. Наглое разворовывание и разбазаривание коммерсантами военного бюджета прекратится, поскольку вопрос о пересмотре и практически свертывании так называемого аутсорсинга сейчас очень активно обсуждается. Поэтому в основных чертах сердюковщина будет свернута и вероятность того, что она возникнет, невелика, но будет изменен курс, это, безусловно.
Востребовано в России и воссоздание системы мобилизационного резерва. Дело в том, что нынешняя власть тоже очевидно понимает, что форма агрессии может быть разная. И одна из них, например, может быть той, которая сегодня осуществляется в Сирии.
Предпосылки к тому есть. Например, организовать атаку на Россию через Таджикистан афганских моджахедов – вполне возможно. Поэтому нам потребуется мобилизационная армия. Возможно, возникновение серьезного военного конфликта на Кавказе, который мог бы перерасти в локальную войну. Поэтому, естественно, надо готовиться к войне.
Надо четко понимать, что есть попытка проведения политики на реальное воссоздание России, как геополитического центра сил, но более-менее умеренного. То есть, это не значит, что она будет, как Советский Союз противостоять Западу.
Со слабыми лидерами никто договариваться не будет – их просто уничтожают классическими мерами, как поступают с теми, кто не имеет возможности отстоять свою независимость. Перед глазами судьбы Милошевича, Каддафи, Саддама Хусейна.
Поэтому нужны нереально мощные Вооруженные силы, нереально мощное ядерное оружие для того, чтобы иметь возможность разговаривать с западными хозяевами мира на равных. Вот в таком ключе. Но это не значит, что нам всем будет хорошо от этого.
Константин Сивков,
капитан 1-го ранга,
вице-президент Академии
геополитический проблем
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках