Если раньше сравнивали боевые действия советских войск в Афганистане с войной США против Вьетнама, то сейчас, с учётом того, что войска США и их союзников, или, как их называют, – международные силы содействия безопасности (International Security Assistance Force, ISAF), находятся в Афганистане уже значительно дольше советских войск, появился повод для непосредственного сравнения итогов пребывания воинских контингентов СССР и ISAF в этом государстве.
Но сравнения типа «американцы загнали себя в тот же капкан, из которого не смог выбраться в 1980-е СССР», явно некорректные, не соответствующие действительности, свидетельствующие либо о незнании реальной ситуации, либо о преднамеренном её искажении, поскольку если сравнивать объективно, то и в первом, и во втором случае аналогия не усматривается.
В первом случае, южновьетнамское «правительство» и его структуры разбежались гораздо раньше, чем последний американский солдат успел покинуть территорию Вьетнама, а во втором – нынешний марионеточный режим Хамида Карзая не имеет никакого реального влияния на ситуацию в Афганистане и в настоящее время, даже с учётом наличия в стране многотысячного воинского контингента США и их союзников. А вышедшие в феврале 1989 года из Афганистана советские войска оставили совершенно стабильное работоспособное правительство, законность которого, кстати, никем и никогда не оспаривалась, к тому же пользовавшееся поддержкой большей части населения Афганистана. Правительство Наджибуллы не только не рухнуло, оно даже не утратило дееспособности ни во время сокращения советских войск, начавшегося в мае 1988 года, ни во время их вывода, начавшегося в августе 1988 года, ни даже после их окончательного вывода 15 февраля 1989 года. Более того, на протяжении достаточно длительного времени (до апреля 1992 года), более 3-х лет, продолжало самостоятельно и абсолютно уверенно (!) руководить государством, без военной поддержки советской армии, исключительно на условиях материально-технической помощи со стороны СССР.
Кстати, уже весной 1989 года афганское правительство прошло серьёзнейшее испытание на прочность широкомасштабным наступлением объединенных сил афганской оппозиции при поддержке пакистанских воинских подразделений в районе города Джелалабада, которое было успешно отражено исключительно силами афганской народной армии, после чего даже наметился спад интенсивности боевых действий со стороны американских марионеток. И можно с абсолютной уверенностью утверждать, что при условии невмешательства во внутренние дела Афганистана, в этом государстве могло бы установиться относительное спокойствие.
Однако, ни США, ни их наёмники не могли допустить укрепления правительства, сотрудничавшего с СССР, и продолжали активные действия по его свержению. Впрочем, решающую роль в негативном для афганского правительства развитии ситуации сыграла не столько активность США и их марионеток, сколько циничное и подлое предательство вечно пьяного президента РФ Бориса Ельцина, отказавшего в октябре 1991 года правительству Афганистана вообще в какой-либо поддержке.
Как следствие, 16 апреля 1992 года в Кабуле произошел государственный переворот, приведший к свержению Президента ДРА Наджибуллы, поскольку его правительство объективно не могло самостоятельно противостоять бандитам разных мастей, на финансирование которых только США ежегодно тратило свыше $500 млн. Ещё большую сумму составляли материально-финансовые вливания противникам Наджибуллы со стороны ряда арабских и европейских стран.
В настоящее время даже большинство из тех, кто с оружием в руках воевал с советскими солдатами, с сожалением констатируют, что если бы они знали, к
чему эта борьба приведёт, то никогда бы не подняли оружие на советских солдат, которых сейчас называют настоящими друзьями Афганистана.
Оказались пророческими слова Президента ДРА Наджибуллы: «Я склоняю голову перед памятью советских людей, которые отдали свои жизни, выполняя воинский долг. Война принесла много горя. Она не сразу забудется. Но не забудется также многими и многими афганцами доброта и мужество советских людей, их бескорыстие и человечность». И это не просто слова.
В мае 2008 года по инициативе популярной кабульской радиостанции «Ватанджар» при поддержке операторов мобильной связи в прилегающих к Кабулу пяти афганских провинциях провели телефонный опрос. На мобильные телефоны афганцев поступал вопрос: «Какой из политических режимов прошлого и настоящего времени вы считаете соответствующим вашим интересам». В качестве ответа предлагалось выбрать один или несколько из пяти предложенных правящих режимов последних лет, включая нынешний. За правительство Наджибуллы проголосовало 93,2 %, против – 1 2 %, воздержалось – 5,6 %. После этого такие опросы уже не проводят, поскольку это уж слишком наглядная оценка со стороны афганского народа всему периоду пребывания в Афганистане советских солдат и конкретно правительству Наджибуллы, которое сейчас разного рода «аналитики» пытаются сравнить с марионеточным режимом Карзая.
В вопросе о целесообразности ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года большинство экспертов придерживаются, практически, единого мнения о явной нецелесообразности такого шага высшего советского руководства, хотя при этом разные эксперты обосновывают своё мнение зачастую взаимоисключающими доказательствами. Вместе с тем, следует учитывать, что после свержения в феврале 1979 года проамериканского шахского режима в Иране и эвакуации оттуда американского оружия, нацеленного на СССР, США приняли решение заменить Иран Пакистаном и, по возможности, Афганистаном. Что касается Пакистана, то в очень скором времени так и произошло, а вот с Афганистаном не получилось, хотя и очень хотелось, с учётом наличия в Афганистане авиабаз, способных принимать тяжёлые американские бомбардировщики с ядерным оружием на борту, а также возможности размещения ракет прямо на границе СССР.
Да, предотвратить американскую агрессию можно было и другими средствами, но, тем не менее, ввод советских войск позволил не только её предупредить, но и провести в Афганистане целый ряд реформ. В 1979 году, на момент ввода войск в Афганистане было свыше 90 % неграмотных. Менее чем за 10 лет тысячи афганцев получили высшее образование, сотни тысяч – среднее, в том числе и в советских учебных заведениях, миллионы афганцев научились читать и писать, преодолев вековую неграмотность. Кстати, самый
младший брат Президента ДРА Наджибуллы Ахмадзай, которого талибы зверски убили вместе с его братом-президентом в сентябре 1996 года после взятия Кабула, закончил юридический факультет Киевского государственного университета.
Оказывалась также государственная поддержка мелкому и среднему бизнесу, несмотря на ряд допущенных ошибок, развивалось сельское хозяйство. Именно благодаря этим мерам и была обеспечена стабильность в государстве после вывода советских войск.
Т.е., Советский Союз, несмотря на множество ошибочных решений, в конечном итоге, достаточно успешно решил поставленные задачи, а – частично преобразовал и в определённой мере консолидировал афганское
общество, укрепил правительство, привлёк на его сторону значительную часть духовенства, создал вполне боеспособную армию, действенные органы безопасности и полицию и после этого постепенно начал сначала сокращение, а затем и вывод своих войск.
Если обратиться к статистике, то войска СССР находились в Афганистане с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года, т.е., 9 лет и 64 дня (США и их союзники к настоящему времени уже более 11 лет!). При этом максимальная численность советских войск в 1985 году достигала 108,8 тысяч и с этого времени неуклонно снижалась. Вывод войск начался с 15 мая 1988 года, т.е., через 8 лет и 5 месяцев после начала операции, и уже к августу 1988 года их количество составляло порядка 40 тысяч. Весь процесс вывода занял всего шесть месяцев.
Начав в 7 октября 2001 года операцию «Несокрушимая свобода», США и Британия попытались под предлогом борьбы с международным терроризмом в очередной раз добиться установления в Афганистане прозападного режима. Тем не менее, по происшествии более 11 лет, ни одна из задач, которые первоначально декларировались правительством США, так и не решена, несмотря на то, что количественно войска ISAF превышали советские, накануне их вывода, почти в четыре раза!
Тем не менее, в отличие от советских войск, войска НАТО активных боевых действий, практически, не вели и не ведут. Они сидят по своим гарнизонам и
только изредка прочёсывают их окрестности. Для «подавления сил противника» применяются массированные артиллерийские и бомбовые удары, которые наносятся либо на основании данных агентуры, либо на
основании данных беспилотников и космической разведки.
В первом случае, эти удары, как правило, наносятся по пустынной местности, где противника либо уже нет, либо и никогда не было, поскольку, т.н. «агентура» предоставляет заведомо ложные сведения, так как для афганцев, вследствие того, что эти сведения неплохо оплачиваются, это стало одним из средств заработка.
Поэтому афганцами созданы десятки лже-резидентур, в том числе подконтрольные непосредственно талибам, в которых одни имитируют деятельность террористов, другие «доносят» об их «базах», а третьи «подтверждают» результативность ударов по ним, создавая видимость, якобы, «независимых» источников информации.
Руководству частей ISAF это тоже выгодно для имитации «эффективности» своих «боевых» действий.
Во втором случае, удары механически наносятся по обнаруженным скоплениям людей, подпадающих под признаки террористов, поэтому под эти удары чаще всего попадают мирные жители, собравшиеся на свадьбу, похороны либо по другому поводу. Впрочем, по большому счёту, силы ISAF, введённые в Афганистан для разгрома «международного терроризма», эту задачу решать и не собираются, поскольку её практическое выполнение неизбежно приведёт к увеличению потерь, которых даже при такой, «окопной» тактике избежать не удаётся.
В результате, бомбёжки и артобстрелы не решили, да и не могли решить ни военные, ни, тем более, внутригосударственные проблемы и, соответственно, не принесли в страну необходимую стабильность. А вместо развития бизнеса и сельского хозяйства возросло до небывалых за всю историю Афганистана размеров производство наркотиков. На него приходится порядка 80 % мирового производства опиума-сырца и реализуемого в России и Европе 80-90 % героина, обеспечивая, по разным данным, от 70 до 80 % мирового производства опиума. В этой сфере занят практически каждый 4-й трудоспособный афганец. Вполне естественно, растёт потребление наркотиков и внутри Афганистана, особенно среди молодёжи.
Понятно, что сама по себе сложившаяся в настоящее время ситуация в Афганистане не урегулируется. Более того, она становится всё более тупиковой.
Спустя более 11 лет после начала операции «Несокрушимая свобода», о достижении победы в Афганистане военным путем никто даже не говорит, а реализация политики «примирения между афганцами» на практике означает возвращение к власти «Талибана» и «Аль-Каиды», поскольку других движений и лидеров, обладающих силой и авторитетом, чтобы стать основой объединения и возглавить государство в Афганистане нет. Но, с учётом того, как талибы поступают с несогласными с их политикой, то сил, желающих «объединяться» с талибами, в Афганистане, практически, нет, так же как и сил, способных им реально противостоять. Поэтому возвращение к власти «Талибана» вызовет новую массовую волну эмиграции из страны и продолжение кровавых междоусобиц, т.е., вернёт страну в тот же 2001 год.
Так что, как бы ни старались некоторые «аналитики» и их хозяева, но никаких «аналогий» между действиями в Афганистане СССР и США, как и неких «тех же капканов», просто не существует, ни в мотивации введения войск, ни в действиях по отношению к государству и его народу, ни, тем более, в результатах многолетнего пребывания на территории Афганистана.
Фёдор Яковлев,
политолог, эксперт по вопросам безопасности
и кризисным ситуациям
По материалам ИА Rex
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках