Шалунишке простили убитых
Мария Соловьева

Шалунишке простили убитых

Нарождающаяся грузинская демократия столкнулась с двуличием Запада. После того, как в Европе выяснили, что это все-таки Грузия начала войну 2008 года, Саакашвили попал в некоторую политическую изоляцию. Однако время шло, и события той войны, а тем более такие ненужные никому детали, кто был зачинщик, стерлись из памяти людей. Поэтому Грузия вновь стала «маяком демократии», а Саакашвили – человеком, приведшим Грузию к невиданным прежде высотам.

Тем временем, в Грузии к власти пришли совсем другие люди, которые начали расследовать факты коррупции, пыток, убийств, исчезновений, хищений имущества и проч. И выяснилось, что маяк демократии был даже не фасадом, а изображением маяка на рваной бумажке, сфотографированном из-за угла на «мыльницу».

То есть, ближайшие сподвижники грузинского президента оказались по уши в дурно пахнущей субстанции. И есть некоторые сомнения в эффективности самого Саакашвили как лидера нации и реформ, что ставит Европу и США перед печальной необходимостью признания ошибочности своих суждений. И если в случае с войной 2008 г., в связи с участием России, можно было продолжать любить Саакашвили, оправдывая его как «поддавшегося на провокацию Москвы», то сейчас любовь как-то должна несколько остыть.
Однако не все так просто.

После того, как Грузия перестала быть вотчиной одного Саакашвили, у страны появилась возможность наладить отношения с Россией. И страх, что Тбилиси вернется под руку Москвы, оказался настолько сильным, что Саакашвили получил полнейшую реабилитацию на Западе. Если раньше могли быть какие-то сомнения относительно истинных целей поддержки Саакашвили со стороны Брюсселя и Вашингтона, то теперь они должны были бы исчезнуть у всех здравомыслящих людей.

Например, известная саакашвилофилка Юлия Латынина начала писать трагические статьи о гибели демократической Грузии сразу же, как в ней победил не Саакашвили, что немедленно прояснило ситуацию с маяками и демократией в Закавказье.

Тбилиси попал в очень сложный политический переплет. Дело в том, что в январе истекли полномочия Саакашвили в качестве президента страны. А срок президентских выборов назначается парламентом. И в тот момент, когда Саакашвили имел в нем конституционное большинство, срок президентских выборов был назначен на осень 2013. То есть, налицо юридический казус, который надлежит решать.

В связи с этим начинаются кривотолки среди бывшей оппозиции. Некоторые считают, что президент должен избираться парламентом, как в других парламентских республиках. Некоторые утверждают, что Саакашвили должно стать стыдно, и он должен уйти сам. Некоторые полагают, что вопрос о выборах нужно вынести на референдум. А некоторые мечтают сами стать президентами. И поэтому их значительно больше волнует вопрос лишения Саакашвили полномочий, а после – организации всенародных выборов президента.

Внутриполитические проблемы в Грузии будут решать, безусловно, привычно оглядываясь на партнеров в Европе и США, слишком раздосадованных активностью бывших оппозиционеров, а также настороженно встречающих новости о возможной нормализации грузино-российских отношений. В этой ситуации Москве необходимо проявить всю возможную деликатность, войти в сложное положение грузинских политиков и начать понемногу, без лишнего давления, привлекать симпатии грузинского общества.

Да, России необходимо вновь завоевывать Грузию – на сей раз любовью. Справятся ли российские политики с этим непростым делом? На сей счет есть много сомнений.