Кто освоит Зауралье?

Кто освоит Зауралье?

Заклятый друг и сердечный враг России Збигнев Бжезинский уже несколько раз с беспокойством отмечал, что от Урала и до Тихого океана проживает лишь 35 миллионов населения. Фактически – это пустыня. Пустыня с огромными природными ресурсами. Освоенная – эта пустыня станет самодостаточной – там есть всё! Кроме населения и инфраструктуры. Он об этом прямо говорит: «Если пространство пустое – спросите себя: как долго оно будет оставаться пустым? Посмотрите на карту и сравните по размерам российскую и нероссийскую Азию. Российская часть Азии так же велика, как и остальная часть Азии. И сколько народу ее населяет? Всего 35 миллионов человек против 3,5-4 миллиардов с другой стороны». Т.е. – более чем в сто! раз меньше.

Конечно, Бжезинский, как геополитик, заботится не о России. Ему Россия нужна, как противовес Китаю. Ведь, ежели Зауралье будет освоено Китаем, Соединённым Штатам мало не покажется.

Владимир Путин тоже понимает необходимость срочного освоения Сибири, Дальнего Востока и Заполярья. И, кажется, деньги на это можно найти. Но, видать, в России существует и мощная противодействующая сила.

Олигархам вкладывать средства в освоение труднодоступных регионов Зауралья резона нет. «Нас и здесь неплохо кормят». Поэтому, освоение Зауралья или будет своеобразным «госзаказом», или освоение будет иноземным.

Западники, Кудрин и компания, оказались в положении на разрыв. С одной стороны, Зауралье осваивать надо срочно, ибо если это сделают китайцы, западному миру будет плохо, очень плохо. А с другой стороны, средства от профицита бюджета надо вложить в американские ценные бумаги, ибо Штатам и так плохо, а без этого будет ещё хуже.

Те, кто называют себя «патриотами», Рогозин и компания, не против освоения Зауралья за счёт государственной казны. Это уже лучше… Но есть ещё один существенный момент – мало кто из стомиллионного населения европейской части России просто вот так согласится переехать в Зауралье. Должен быть стимул, а его-то и нет.

И ещё здесь одна проблема – осваивать Сибирь, Дальний Восток и Заполярье нечем. Нет инфраструктуры, даже изначальной. Железных дорог нет. Шоссейных тоже. Речной транспорт – только летом до какого-либо подобия причала. А дальше только зимой тягачами по льду и снегу. Линий электропередачи нет, местных электростанций нет. А где есть – то маломощные. А ныне без электроэнергии не наосваиваешься.

Владимир Путин недавно заявил о необходимости раскрытия карт залежей полезных ископаемых Зауралья. Это первый и необходимый шаг. А дальше?

Безусловно, железные дороги в Сибири строить надо. Где это возможно и целесообразно. Строить шоссе надо. И не летне-ямочный вариант, а качественные, всесезонные. Не хочу вспоминать БАМ, но и ж/д Тюмень-Сургут строилась 5 лет. А нормальных шоссе даже по югу Сибири до сей поры нет.

Нет сомнений, что водным транспортом можно многие грузы в нужные места доставить. Вот только если можно до нужного места доплыть. Летом.

Нравится или нет, но первым транспортом будет самолёт со взлётом-посадкой на грунтовых и временных зимних аэродромах. Грунтовый аэродром можно соорудить за месяц-полтора. Да и заброшенных грунтовых аэродромов в Зауралье немало с советских времён. Временный зимний аэродром организовывается за 2-3 недели.

Вот только что вышла Госпрограмма РФ "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Слава Богу, что вышла, но…

Самолёты проектируются под какие-то цели. Нет вопросов, Госпрограмма амбициозна, с явным намерением подвинуть на мировом рынке самолётов и Боинг, и Аэробус, и Эмбрайер, и Бомбардье, и ATR.

А внутри России на чём летать?

Не думаю, что у России есть более важная, чем освоение Зауралья, задача. А летать без проблем в существующих условиях в Зауралье могут только Bombardier Dash8 Q-400, Ан-148, Ан-74ТК200, Ан-140. Это из ближне- и среднемагистральных. Других самолётов такого класса, пригодных для освоения труднодоступных регионов Зауралья, в мире просто нет. Вот их характеристики:

? – сравнение условно, т.к. Ан-74ТК-200 выпускается только в военном, военно-транспортном, десантном, специальном, грузовом и VIP вариантах.

Жёлтым цветом выделены явные преимущества.

Как видно, выбор самолётов для освоения Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера не так уж и велик.

Организовать отвёрточную сборку Bombardier Dash8 Q-400 в Ульяновске или Самаре можно. Но нужно ли, если в Воронеже производится Ан-148, а в Самаре освоен Ан-140? Для государственно мыслящего человека выбор очевиден.

Но для того, чтобы в осваиваемые регионы доставлять оборудование, материалы и иные грузы потребуются самолёты значительно большей грузоподъёмности.

Что же есть в мире тяжёлых транспортных самолётов, способных садиться и взлетать с грунтовых и временных зимних аэродромов?

Это Ан-124, Ан-70 и китайский Yn-20. Россия всё мучается – возобновлять ли производство Ан-124 в Ульяновске? Начинать ли производство Ан-70 в Казани? А китайцы к освоению Сибири, Дальнего Востока и Заполярья уже пригодный самолёт подготовили. Юнь-20 похож на Ил-76. Но только похож. Грузовая кабина у Юнь-20 шире и выше. Грузоподъёмность больше. Дальность полёта – тоже.

В Китае за мздоимство расстреливают. Потому там никто худшее за лучшее и старое за новое не выдаёт. Для Юнь-20 взяли лучшее от американского С-17, ильюшинского Ил-76 и антоновского Ан-22 и сделали пригодную и для военных, и для гражданских транспортную машину. Вот так! А когда китайцы освоят производство собственного турбовентиляторного двигателя, чем усиленно занимаются, Юнь-20 станет одним из лучших транспортных самолётов.

Кстати, о военных. Ни в Ил-76, ни в Ил-476 не входят по габаритам ни танк «Армата», ни комплекс «Искандер», ни ЗРК С-300. Едва можно теоретически протиснуть бронемашину «Курганец-25» – зазор по ширине 7,5 см. на сторону. Ну, а десантировать как?

Действия властей России логике не поддаются. Какой правительственный документ по авиации ни возьми – сплошное наукоподобие и размазня! Дорожная карта развития региональных авиаперевозок Минтранса РФ и Госпрограмма РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы» составлены явно как общетеоретические документы, чем и отличаются нынешние «отцы» самолётостроения от профессионалов-министров прошедших времён.

Но вот чего трудно было ожидать, так это то, что представленная информация Президенту РФ о результатах проверки исполнения его Указа от 7 мая 2012г. №596 в части развития авиационной промышленности для нужд гражданской авиации грешит в ряде пунктов неправдивостью и тенденциозностью.

Своему Президенту нужно сообщать правду и только правду. Без собственных эмоций и пристрастий. Например, двигатель SaM-146, как французская отcебятина двигателей General Electric GE-101, SNECMA CFM-56 с применением газогенератора от двигателя М88 истребителя Rafale не обеспечивает заданных лётно-технических характеристик самолёту SSJ-100.

Правильно указывая, что SSJ-100 может приземляться только на 28 аэродромах, отсутствует пояснение, что это аэродромы, куда могут приземляться и тяжёлые дальнемагистральные лайнеры. А SSJ-100 среднемагистральный. Т.е. зона его применения крайне сужена только высококлассными аэродромами. А, учитывая его, скажем, невысокую топливную эффективность, он проигрывает на этих маршрутах любому западному самолёту. Президент должен это знать.

Докладывая, что «Волга-Днепр» оплатила ГП «Антонов» за доработку документации на Ан-124 $200 млн., сумма завышена в 3,5 раза и сокрыто, что ГП «Антонов» неизбежно проводил серию испытаний для подтверждения доработок, что как известно, недёшево стоит. А вот указанная сумма по доработке документации на Ил-76ТД занижена в N раз. Причём, без испытаний.

Относительно Ан-2, то Богатырёв – заместитель Новосибирского инициатора модернизации, был радушно принят на ГП «Антонов». Ему был показан и антоновский вариант установки турбовинтового двигателя на самолёт, и конструкция подмоторной рамы, прочнее и легче той, что спроектировали в СибНИИГА, и конструкция защиты кабины экипажа.

Проблема вовсе не в деньгах, а в том, что если проводить предложенную новосибирцами модернизацию Ан-2 через получение сертификата типа, домодернизированный самолёт не впишется в нормативы АР МАК. Значит, нужны иные приёмы, где без разработчика не обойтись.

Президенту нужна только объективная информация!

И граждане должны быть уверены, что Президент знает истинное положение дел. Тогда и Президенту будет легче принимать решения, и сами решения будут оптимальными.

А сейчас не Бжезинскому надо бы выступать с лекциями, а Бараку Обаме предлагать Владимиру Путину содействие в освоении Сибири, Дальнего Востока и Заполярья. Обе страны в этом заинтересованы. И прямо, и опосредованно. К тому же, если Россия покупает ценные бумаги США, то вполне логичен американский ход навстречу.

Может, хоть так дело с мёртвой точки стронется.

Владимир Рыжов