Право Керри на глупость
Мария Соловьева

Право Керри на глупость

Новый госсекретарь США Джон Керри приступил к работе. В его речи, посвященной внешней политике США, а именно ей обычно занимается госсекретарь, он перепутал Казахстан и Киргизию, что, впрочем, неудивительно. Здесь наступает время обсмеять одного из самых на сегодня могущественных людей в мире, выставив его ослом. Но не будем торопиться.

Потому что в другой своей речи Джон Керри произнес очень важное: американцы в своей стране имеют право на глупость. Этот тезис сейчас тоже иронично-остроумно вышучивается в отечественных изданиях. Однако давайте поразмыслим, отчего один из высших сановников в США позволяет себе произносить такие странноватые тезисы.

Во-первых, США – это страна переселенцев-колонизаторов, средний уровень грамотности которых был не слишком-то высок, но многие из которых бежали от тирании в том или иной виде. Они отстаивали свое право на уникальность: на этом выросло величие США. Правда, впоследствии это трансформировалось в государственное чванство. Но у себя внутри американцы продолжают свято блюсти «прайвеси»: границы частной жизни. И в эти границы умещается как раз и отношение к глупости – у себя дома я могу быть глупым, если захочу.

По большому счету, это довольно здоровая мысль, когда человек не чувствует свою ущербность, если где-то когда-то оговорится, в том числе, если спутает Киргизию и Казахстан. А уж Джону-то Керри для организации «цветной» революции в Казахстане, Киргизии или другой стране мира не нужно знать ее название, достаточно найти специалиста, который знает. И да, он хотел бы продолжать быть уважаемым человеком, просто на том основании, что он человек.

Это очень простая и приятная, комфортная философия. Проблема в том, что в ней не заложены мотивы становиться лучше, чем ты есть: если тебя и так все уважают, то зачем стремиться к знаниям, бороться с пороками, совершенствовать добродетели? Именно этот момент вызывает столько отвращения во многих миллионах людей по всему миру в отношении к бренду «американский образ жизни».  

Джон Керри, следовательно, настоящий американец, разделяющий базовую философию своего народа, защищающий его «право на глупость». И ради этого права многие невинные люди будут страдать: в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии…

Потому что глупость – это всегда ограниченность, всегда закрытость, всегда «моя хата с краю». И Керри, получается, защищает американцев в этом состоянии. Потому что оно, данное состояние, удобно для Керри и других властелинов самой могущественной державы современного мира: де-юре выступая от имени американского народа, де-факто народ этот тщательно ограждается от всего, что может поколебать его глупость.

Эта мысль, конечно, не нова: она довольно популярна в России еще со времен СССР, когда образ жизни в США критиковался очень рьяно теми самыми людьми, чьи дети сейчас учатся в американских университетах и работают в американских компаниях.

Тем не менее, немалая толика современного населения России недалеко ушла от Керри в его понимании «права на глупость»: хоть у нас и принято считать себя более образованными, чем американцы, однако редко какой экономист способен в уме извлечь квадратный корень из ста. Так что эта хваленая образованность во многом – всего лишь оправдание для чванства у тех, кто на самом деле глуп и безграмотен. Так уж лучше быть глупым и не боятся в этом признаться, чем быть глупым и всячески скрывать свою глупость листочками из дипломов: в первом случае есть шанс чему-то все же научиться, а во втором, скорее всего, будут только поучать.

Джон Керри – не только продукт элитарной селекции, но и плоть от плоти американского народа. И это необходимо учитывать российским дипломатам и советникам – и право Керри на глупость, и ошибки в произношении невыносимо сложного для английского нёба «Кыргызстана», и возможность (а главное, готовность) организовать в том же Кыргызстане очередную революцию ради удержания базы Манас. Глупый – совсем не значит «непрактичный».