Никаких метастазов, то есть, отдельных зон, поражённых коррупцией, уже нет. Есть одно большое больное тело, где нет ни одного свободного от гниения органа. В этом теле есть, соответственно, «зубы» (небольшие структуры, где воруют по определению меньше), есть «волосы» (которые сдать, посадить, выдрать в целом не жалко), но также есть «руки», «ноги» и, конечно, есть «сердце».
Прогресс налицо: если чуть более 20 лет назад в России коррупции западного типа (т.е. тотального воровства на огромные суммы) не было, а были взятки, то сегодня ситуация точно такая же, как там, где всегда продавались и покупались целые отрасли экономики, отдельные министры.
И если чуть более 20 лет назад чиновники в целом не считались, в мозгах граждан страны, поголовными преступниками, то теперь под это определение попадают все, без исключения, работники структур, органов, департаментов. Действующий чиновник, по убеждению гражданина – значит, не пойманный вор. При этом страдает огромная масса честных слуг закона и государства – но: деваться уже некуда.
Изменить ситуацию в обратную сторону, в сторону доверия чиновнику теперь уже не получится. Это доверие возвращается через два последовательных долгих этапа: 1) период расстрелов, 2) период последующей реабилитации. А это – несколько десятилетий как минимум, и то если стартовать по этому пути прямо сегодня. При этом толчком к началу процесса должен стать несколько подзабытый, но так любимый населением, сигнал от имени первого лица, главы государства, когда его предшественники обвиняются в преступлениях перед народом.
Криминалу существенно помогает то, что его представители ходят сегодня в белых рубашках, костюмах и галстуках. Костюмы – прекрасный, сбивающий с толку камуфляж. Человек в таком цивилизованном виде не выглядит, как убийца и рэкетир – как раньше, когда практически те же самые люди носили кожаные куртки, спортивные штаны и кроссовки. Достаточно представить себе в таком виде всех чиновников, кого требует сегодня расстрелять на интернет-форумах толпа – и всё сразу встанет на свои места.
Григорий Трофимчук,
первый вице-президент Центра
моделирования стратегического развития
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках