«Лом» против чехов и словаков
Сергей Матвеев

«Лом» против чехов и словаков

1938 год. По Европе уже бродит призрак нацизма. Фюрер в поисках «жизненного пространства» плотоядно глядит на Восток. Запад это устраивает. Это сейчас западные страны делают гордые заявления о будто бы своей непримиримой позиции к нацизму с самого начала. А тогда, в 38-м, они вели себя иначе.

Венгрия, союзник Гитлера, захватывает Карпатскую Русь (современное Закарпатье), бывшую тогда в составе 1-й Словацкой Республики. Венгрия планировала продвинуться дальше на восток, спровоцировав недовольство венгерской диаспоры местными порядками. Под предлогом помощи восставшим венграм Будапешт хотел закрепиться на Карпатской Руси.

Половить рыбку в мутной воде не прочь была и Польша – давний союзник католической Венгрии. В этот раз поляки хотели обессилить движение украинских националистов, которые представляли угрозу государственным интересам Польши.

В итоге, Будапешт и Варшава скоординировали свои усилия, и венгры действовали на юге Карпатской Руси, а поляки – на севере. Целью Варшавы было сделать так, чтобы у всех сложилось мнение о восстании русинского населения против чехословацких властей. Операция получила название «Лом».

Она длилась всего 19 дней – с 11 по 30 ноября 1938 г. Руководила операцией военная разведка. Через карпатскую границу были переброшены несколько польских диверсионных групп, которые за время акции взорвали 12 автомобильных и 1 железнодорожный мост, а также 1 плотину. По данным польской стороны, в стычках с польскими диверсантами погибло 23 чехословака. Потери поляков – 13 чел.

Поляки и венгры стремились обрести общую границу, а для этого надо было стереть с карты Чехословакию. Операция «Лом» как раз была направлена на то, чтобы дестабилизировать чехословацкое государство изнутри путём саботажа и прямых диверсий.

Но на общую границу с Венгрией полякам пришлось ждать ещё долго – до 1939 г., когда, благодаря Гитлеру, Чехословакия перестала существовать, как независимое государство.

Операцию «Лом» даже сами поляки считали неудачной. Во-первых, сравнительно велики были потери – 13 человек за 19 дней. Во-вторых, идиотская попытка пообниматься с католиками-венграми на общей границе привела к тому, что с исчезновением Чехословакии Польша оказалась в окружении Германии, Венгрии и Советского Союза. Идти на примирение с СССР кичливые ляхи не захотели (офицер польского Генштаба Стефан Моссор, предложивший военно-политический союз с СССР, был понижен в должности), и пали жертвой собственной глупости.

Венгрия и Румыния, как гитлеровские союзники, не могли противиться намерениям фюрера проглотить Польшу. И не противились, спокойно наблюдая за гибелью польского государства. Варшава, коварно занимавшаяся диверсиями в тылу чехословаков, от которых, напомню, Польше никакой прямой угрозы не исходило, сама себе приготовила яму, в которую и плюхнулась.

Важна и ещё одна деталь: Польша даже в хортистской Венгрии видела друга и приятеля. И не только видела, но и проворачивала сомнительные делишки типа операции «Лом».

По сути, поляки соучаствовали в агрессии фашистской Венгрии против независимой Чехословакии.