Конечно, в том виде, как мы это наблюдаем в Прибалтике, где неонацистская идеология легла в основу державостроительства, возрождение неонацистских симпатий в Болгарии невозможно. Однако есть ряд тревожных тенденций, которые, впрочем, укладываются в общую канву поиска восточноевропейскими странами собственной идентичности.
Порвав с советским прошлым, своё будущее многие из них решили связать с нацизмом – Эстония, Латвия, Западная Украина. Легионеры-эсэсовцы возводятся в ранг героев. Им воздвигают памятники, в их честь слагаются баллады и т.д., и т.п.
Болгария в годы Великой Отечественной войны была противником СССР. Болгарские войска подавляли партизанское движение в Греции и Югославии, а некоторые болгарские части, особо преданные фюреру, как, например, болгарская противотанковая бригада войск СС, воевали за немцев вплоть до печального конца Третьего рейха.
Но эти факты не должны скрывать других, более положительных проявлений болгарского народного духа.
Во-первых, всё это время в Болгарии действовало партизанское движение, желавшее победы Советскому Союзу.
Во-вторых, на территории прогерманской Болгарии не было массовых убийств евреев. Болгары помогали евреям, а не убивали их, помогая нацистам, как это было на Украине, в Польше и Прибалтике.
В-третьих, большинство болгар воевать за немцев не желало. Вступившие на болгарскую землю советские войска не встретили абсолютно никакого сопротивления. Возможно, единственным случаем гибели советских солдат от рук болгар было уничтожение у болгарского побережья советской подлодки «Щ-211».
В-четвёртых, болгары, проживавшие на территории СССР (потомки переселенцев XIX в.), шли в Красную Армию сражаться против фашизма. Перебежчиков среди них не было. В самой же Болгарии 32 000 солдат болгарской армии отдали свои жизни в борьбе с гитлеровцами.
Однако с уходом Болгарии в западный лагерь в конце 1980-х в стране наблюдается тенденция к прославлению других героев – тех, кто воевал за Германию и Гитлера.
Янко Янев – болгарский философ и эссеист, идеолог духовного возрождения болгарской нации. Сегодня ему посвящают свои статьи многие болгарские публицисты, называя его «героическим человеком» (так называлось одно из произведений Я. Янева). Но вот беда: Янев придерживался национал-социалистских взглядов и даже эмигрировал в Третий рейх в 1930-х, где и погиб в ходе англо-американских бомбардировок в 1944 году.
Философия Янева, действительно, интересна. Он посвящал много мыслей понятию «Родина» и «Отечество», воспевал духовное, а не материалистическое, призывал быть людьми стальной воли, а не дряблыми буржуа. Но в погоне за стальной волей Янев восхищался «расовым человеком» и сочувствовал гитлеровцам. И надо бы болгарам отделять мух от котлет, и, отдавая должное философской мысли Янева, указывать на его политические национал-социалистские пороки. Этого, к сожалению, не происходит.
Димитр Списаревский – ещё один «герой» такого же пошиба. Обучившись в рядах люфтваффе тактике ведения воздушного боя, этот болгарский лётчик совершает таран американского бомбардировщика, бомбившего позиции германских и болгарских войск. Списаревский погиб. О нём забыли. Но в прозападной Болгарии в его честь называют юношеские дружины, ставят барельефы, проводят т.н. «Марш Списаревского». Болгары объясняют это тем, что в ходе налётов англо-американской авиации гибло много мирных жителей, и, насмотревшись на горы невинных трупов, а Списаревский взлетел в небо, чтобы защитить болгарских женщин и детей.
Согласиться можно с большой натяжкой. Но София сама виновата, что, присоединившись к гитлеровцам, вызвала на себя удары авиации США и Британии.
В Болгарии вообще пересматривается отношение к событиям 1940-х гг. Внедряется точка зрения, что не СССР, а западные союзники сломали хребет фашизму; что у Болгарии, оказавшейся между двух тиранов, Гитлером и Сталиным, не было выбора, и т.д. Вначале 1990-х хотели даже снести памятник знаменитому Алёше! Власти хотели, да народ был «против», и стоит каменный Алёша на прежнем месте. Правда, вернуть городу Толбухину, названному в честь советского военачальника и Героя Народной Республики Болгария Фёдора Ивановича Толбухина, прежнее имя удалось – Добрич. Отныне Толбухина героем не считают.
От Прибалтики и Западной Украины Болгарию отличает хорошее отношение местных жителей к русским людям. Простые болгары – не такие русофобы, как их правители, хотя последние делают всё, чтобы болгары позабыли вековые узы болгарско-русской дружбы и полюбили капиталистический Запад (невзирая на гибель мирных жителей во время налётов западной авиации и подвиг Д. Списаревского). И для этой цели немножко неонацистских настроений не помешает.
Так думают в Софии. И так думают на Западе. Ведь везде, куда ступает нога западного политика, сразу расцветают два явления – неонацизм и терроризм, в зависимости от местной специфики.
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках