Одной из наиболее резонансных тем, захлестнувшей нашу страну в конце 1980-х годов, стала «ужасная судьба крымских татар». Сейчас, когда лживость многих перестроечных мифов стала явной, есть смысл разобраться и с этим вопросом. Бесчеловечность и жестокость карательных отрядов крымских татар до сих пор поражает воображение.
В начале Великой Отечественной войны крымские татары составляли одну пятую населения полуострова. Несмотря на то, что по данным переписи 1939 года, национальный состав Крыма: русские 558481 – 49,6 %, татары 218179 – 19,4 %, украинцы 154120 – 13,7 %, татары не были ущемлены в своих правах.
Государственный язык полуострова был русский и татарский. В 1930 году появились национальные сельсоветы: русских – 206, татарских – 141, немецких – 36, еврейских – 15, болгарских – 8, греческих – 9, украинских – 4, армянских – 2 и эстонских – 2. Также были организованы национальные районы. В школах дети национальных меньшинств обучались на своем родном языке.
Когда началась Великая Отечественная война, крымские татары, как и другие народности, были мобилизованы в Красную Армию, но служили они недолго. Как только фронт приблизился к Крыму, массовый характер среди татар получило дезертирство и сдача в плен фашистам. Стало ясно, что крымские татары ожидают германскую армию и не хотят воевать. А немцы, используя эту обстановку, начали разбрасывать с самолетов листовки с обещаниями «решить вопрос об их независимости», естественно, в виде протектората в составе Германии.
Этому немецкому солдату было о чем написать домой: «Впервые в жизни побывал в курортном Крыму, был сердечно угощен красивой татарской девушкой таким вкусным молоком, что пил бы его, кажется, до самой смерти»
Из татар, которые сдались в плен на Украине, готовилась кадровая агентура, которая забрасывалась в Крым для ведения антисоветской и профашистской агитации. В итоге части РККА, укомплектованные крымскими татарами, оказались небоеспособными, и после вхождения немцев на полуостров, большинство их личного состава дезертировало. В докладной записке заместителя наркома госбезопасности СССР Кобулова и заместителя наркома Серова на имя Л. П. Берии, датированной 22 апреля 1944 года, указывается, что: «…все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар ... 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма».
Согласно записям немецкого фельдмаршала Эриха фон Манштейна: венно по отношению к нам. Нам удалось даже сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений, скрывавшихся партизан в горах Яйлы. Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более, что мы уважали их религиозные обычаи. Ко мне прибыла татарская делегация, принесшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар Адольфа-эфенди».
В ноябре 1941 года в ряде городов и населенных пунктов Крыма были созданы мусульманские комитеты. Организация комитетов и контроль их деятельности проходили под руководством СС. В дальнейшем руководство комитетами перешло к штабу СД. На базе мусульманских комитетов был создан татарский комитет с централизованным подчинением Крымскому центру в Симферополе с широко развитой деятельностью по всей территории Крыма.
В январе 1942 году было проведено первое заседание татарского комитета в Симферополе, где было сообщено, что фюрер принял предложение татар выступить с оружием в руках на защиту их родины от большевиков. Татары, которые возьмут в руки оружие, будут зачислены в немецкий вермахт, будут поставлены на довольствие наравне с немецкими солдатами.
После окончания заседания, татары попросили закончить это первое заседание, по их обычаю, молитвой и повторили за своим муллой следующие три молитвы: 1-я молитва: за достижение скорой победы и за здоровье фюрера Гитлера. 2-я молитва: за немецкий народ и его доблестную армию. 3-я молитва: за павших в боях солдат немецкого вермахта.
Фашисты использовали татар в качестве проводников карательных отрядов. Также татарские формирования были посланы на Керченский и частично на Севастопольский фронт, где они участвовали в боях против Красной Армии.
Татары использовались в следующих структурах: 1. Крымско-татарские соединения в составе германской армии. 2. Крымско-татарские карательные и охранные батальоны СД. 3. Аппарат полиции и полевой жандармерии. 4. Аппарат тюрем и лагерей СД.
Из справки Главного командования германских сухопутных войск от 19 марта 1942 года: «Настроение у татар хорошее. К немецкому начальству относятся с послушанием и гордятся, если им оказывают признание на службе. Самая большая гордость для них – иметь право носить немецкую униформу».
В апреле 1944 года татарские подразделения сражались против освобождавших Крым советских войск.
Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа, было решено расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекистана для использования на работах в сельском хозяйстве: колхозах, совхозах, в промышленности и на строительстве. Вопрос о расселении был согласован с секретарем ЦК КП(б) Узбекистана тов. Юсуповым.
11 мая 1944 года ГКО принял постановление №5859 «О крымских татарах»: «В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению советских партизан, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей. Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой «татарских национальных комитетах» и широко использовались немцами для цели заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские национальные комитеты» при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отделения Крыма от СССР при помощи Германии.
Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (тов. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.
2. Установить следующий порядок и условия выселения:
а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью. Остающиеся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция – Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот – Наркомземом СССР, племенной скот – Наркомсовхозов СССР. Прием скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство. Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с.г. представить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы, сельскохозяйственной продукции;
б) для организации приема от спецпереселенцев, оставленного ими в местах выселения имущества: скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК;
в) обязать НКПС организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР, специально сформированными эшелонами по графику, составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР. Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;
г) Наркомздраву СССР выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути; Наркомторгу СССР обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком.
3. Обязать Сельхозбанк выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения, ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5000 рублей на семью, с рассрочкой до 7 лет.
4. Обязать Наркомзаг СССР выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с.г. ежемесячно равными количествами.
5. Обязать НКО передать в течение мая-июня с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев – в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, автомашин “Виллис” – 100 штук и грузовых – 250 штук, вышедших из ремонта.
6. Обязать Главнефтеснаб выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн, в распоряжение СНК Узбекской ССР – 200 тонн.
7. Обязать Главснаблес при СНК СССР за счёт любых ресурсов поставить НКПС 75 000 вагонных досок по 2,75 м каждая, с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПС произвести своими средствами.
8. Наркомфину СССР отпустить НКВД СССР в мае с.г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.
Председатель Государственного Комитета Обороны И.Сталин».
Из 151 720 крымских татар, направленных в мае 1944 года в Узбекскую ССР, в пути следования умер 191 человек. С момента депортации по октябрь 1948 года умерло 43 867 человек из числа выселенных из Крыма (татар, болгар, греков, армян и других).
Те немногие крымские татары, которые воевали в Красной Армии или были в партизанах, выселению не подвергались. В Крыму осталось около 1600 крымских татар.
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках