В отношении румын и Румынии украинское общество долгое время жило стереотипами. Сегодня оснований для этого никаких нет, но стереотипы, в соответствии с которыми Румыния воспринимается, как «полуотсталая» страна, продолжают существовать.
Отрезвление наступило после выигрыша Бухарестом процесса в Международном суде ООН о принадлежности шельфа у острова Змеиный, но ненадолго, так как «оранжевый буревестник» Виктор Ющенко сделал всё, чтобы подталкиваемое в Европу украинское общество поменьше об этом знало. Украинские граждане протрезвели бы ещё больше, если бы знали, что валовой внутренний продукт (ВВП) Румынии на данный момент в 2 раза выше украинского.
И, наконец, протрезвление достигло бы высшей степени, если бы каждый гражданин Украины смог сравнить те идеологические установки, которые положены в основу идеи Великой Румынии и идеологии украинства, как базиса современной украинской государственности.
Основа Великой Румынии – идея, а основа украинства – идеологическая концепция, что далеко не одно и то же. Поскольку понятие идеи выше, глубже и шире понятия концепции, постольку великорумынская доктрина наполняется более метафизическими, более высокоморальными (с точки зрения Бухареста, проект Великой Румынии – вполне морален) смыслами, чем приземлённая, куцая, интеллектуально ограниченная украиноцентричная идеология.
Любая идея, претендующая на революционность и масштабность, нуждается в идеологах высокого интеллектуального класса. Идея Великой Румынии была именно такой идеей и среди её первых адептов можно увидеть имена многих знаменитых представителей румынской нации. Это классик румынской литературы Михай Эминеску, философы Эмиль Чоран и Лучиан Блага, историк религии Мирча Элиаде, политик Корнелиу Кодряну. Каждый из них внёс свою лепту в идею Великой Румынии, и каждый видел в этой идее что-то своё, но в современной Румынии все эти лица пользуются почётом как выдающиеся деятели не только румынской культуры, но и румынской политической мысли.
Неправильно считать доктрину Великой Румынии сиюминутным политическим капризом президента Траяна Бэсеску. Это – дань давней политической традиции со своей интеллектуальной и мировоззренческой базой.
Идея Великой Румынии несёт в себе внушительный духовный заряд. Достаточно сказать, что Корнелиу Кодряну, один из приверженцев этой идеи, был основателем т.н. Железной гвардии – праворадикальной военизированной организации, действовавшей в Румынии с 1927 по 1941 годы. Аскет, активный христианин, человек железной воли и дисциплины.
Кодряну призывал к духовной революции, моральному обновлению румынского народа, к отречению от дряхлости, слабохарактерности, звал на баррикады и проповедовал примат вечного духа над тленной материей. Это был человек стального характера, презиравший демократическую расхлябанность, и все его легионеры были под стать ему. Румынский мессианизм и, как необходимое условие, несгибаемая воля и культ героической смерти – всё это было в идеях Кодряну.
Сегодня его образ постепенно превращается в икону румынского патриотизма и румынской воинственности, и на его примере воспитывается подрастающее поколение.
Соратником Кодряну был философ Мирча Элиаде. Его перу принадлежат множество философских, богословских, этнографических трудов, переведённых на 18 языков мира. Элиаде был членом Американской академии искусств и наук, доктором Йельского, Вашингтонского университета и Сорбонны, членом-корреспондентом Австрийской и Британской академий наук, членом Бельгийской королевской академии, владел 10 иностранными языками, даже такими редкими, как пали или бенгальский. Сравните это с интеллектуальным багажом сегодняшних «отцов» украинской нации, и сами всё поймёте.
В статье «Почему я верю в победу легионерского движения» Элиаде указал, почему, по его мнению, легионы Железной гвардии поведут Румынию к величию, прежде всего, духовному (!). В «Апологии мужества» в разделе «Славословие мужу» он пишет: «Слава вечно неутолимому, неутомимому, в чьей груди дыхание глубоко и жгуче, а в чреслах, обильных семенем, – ярость победы. Слава лбу, набыченному перед штурмом, слава штурму вершин, расколотых безднами… Слава глазам под прищуром век – сдержанной грозе, брызгам огня...Слава телу и слава крови… Слава глазам, которые хотят все, все берут силой и все себе подчиняют… Жить в постоянной опасности – вот завет мужества».
Не меньшей готовностью к смерти пронизаны труды другого философа из числа сторонников Великой Румынии – Лучиана Благи. Его перу принадлежит труд «Миоритическое пространство», посвящённый философскому осмыслению сюжета «Миорицы» – румынской баллады XII века об убийстве пастуха. Вывод Благи: любовь к смерти лежит в основе румынской народной духовности. Философия Благи и Элиаде – это гимн самоотверженности, силе духа, самопожертвованию во имя идеи, необходимости внутреннего обновления нации через преодоление внешних вызовов, вере в героическую личность, стоящую выше серой массы.
Среди работ других мыслителей, симпатизировавших великорумынской идее, например, у Эмиля Чорана, возможно, нет такой преданности жёсткой иерархии, и воспевания героического начала. Но в них, тем не менее, часто присутствует проблема смерти и духа, и преодоления всего, что несёт с собой страх смерти.
Противостояние государств – это всегда противостояние идеологий, политических смыслов и моральных установок. На ком держится доктрина Великой Румынии, мы уже знаем. А что на противоположной стороне баррикад, то есть, со стороны украинства, как базиса государственной идеологии официального Киева?
Там мы видим бледное подобие интеллекта. Нет глубокой украиноцентричной философии, нет масштабных и оригинальных геополитических доктрин. Глубокой украиноцентричной философии и не может быть, так как украинство совершило прыжок «с хутора на университетские кафедры» не благодаря своим умственным заслугам, а благодаря репрессивной политике административного аппарата новообразованного украинского государства в 1990-е гг. Политика эта строилась на подавлении любой толковой мысли, если она не была окрашена в «жовто-блакитні» тона.
Оригинальных и масштабных геополитических доктрин украинство тоже породить не в состоянии, ведь геополитика украинства – сплошной интеллектуальный дубликат, «пережёванная пища» американских, британских, германских, польских геополитиков, которую в современной Украине выдают за свежие продукты. И, главное, украинская идеология нацелена на подавление инакомыслящих, на идеологическую «уравниловку», на противопоставлении разных частей общества («плохие» русскоязычные и «хорошие» украиноязычные, как образец украинского патриотизма).
Румыны подобными бреднями не занимаются. Бухарест не раскалывает румынское общество, а сплачивает его. Пугалом выступает Россия, которую Бухарест считает врагом №1 (именно российское военное присутствие в Приднестровье сдерживает великорумынские аппетиты), а территориальным призом – Молдавия и Украина, страны, находящиеся в мареве европейской мечты.
Воспринимать нервно-политические припадки представителей «Свободы» за богатую интеллектуально-патриотическую мысль тоже нельзя. Тем более что по странному стечению обстоятельств «свободовцы» всю свою желчь направляют на Россию, которую, напомню, Бухарест считает главным препятствием на пути реализации проекта Великой Румынии. Несмотря на актуальность великорумынского шовинизма, представителей «Свободы» у стен румынского посольства в Киеве не видать.
«Свободовцы» – это ещё и ярые антисоветчики, хотя всем понятно, что при СССР Румыния бы никогда не осмелилась оттяпать у Украины богатый углеводородным сырьём шельф. Современная Украина находится в тех геополитических условиях, о которых ещё в советские времена мечтали такие, как Тягнибок и Ко (независимость, десоветизация, бандеризация, дружба с Брюсселем и Вашингтоном, отказ от стратегического партнёрства с Россией). Только Украине от этого одно горе.
В начале 1990-х, в период «суверенного зуда», украинские демократы, ничтоже сумняшеся, осуждали пакт Молотова–Риббентропа. Как же! Наследие сталинского тоталитаризма! Румыны сказали: хорошо, молодцы. Тогда отдайте то, что вы получили в результате этого проявления сталинской диктаторской политики, а именно, Буковину и Бессарабию. В Киеве захлопали глазами…
Украинская официальная идеология – жидкая смесь светской политики и оголтелого русофобства, пропорции которых меняются с каждой новой властью, но оба элемента присутствуют всегда, и это не добавляет стране внутренней стабильности. Великорумынская идеология базируется на твёрдых примерах стойкости и духовного аристократизма, рассчитанных не столько на массу, сколько на воспитание немногочисленных пассионариев, способных повести массы.
Итог: украинская политическая нация раздроблена – румынская монолитна. Украинское государство как осколок некогда сильного СССР ослаблено, румынское этим усилилось.
В периоды единения Украины с Россией Украина приобретала: в 1939 году – Западную Украину, в 1940 году – Буковину. Румыния же приобретала только в периоды нашей общей слабости или разобщённости, как в 1918 и 2009 годах.
Но Киев упрямо продолжает делать ставку на украинский национализм и лепить на его базе украинскую политическую нацию. На национализм ставят те государства, элита которых не в состоянии дать обществу более стабильную, более конструктивную идеологию, и потому прибегает к примитивному инструментарию, разделяя общество на «правильных» и «неправильных» граждан.
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках