В Ярославле состоялось событие знаковое: олигарх Михаил Прохоров предъявил, наконец, провинциальной публике давно обещанный «ё-мобиль». Тот самый, производство которого должно было начаться ещё в конце 2011 года… но потом было перенесено на начало года 2013-го, а потом и вовсе отодвинулось на конец 2014-го.
Но и эта дата уже вызывает сомнения. Известно, что завод по производству «ё-мобилей», построенный было под Петербургом, оказался «в интересном положении». Он никак не может быть введен в строй из-за проблем с дорогой, ведущей к производственным корпусам. Между подрядчиком, дорогу уже построившим, и его неудачливым конкурентом ведётся судебная тяжба. В результате, одна фирма работы по строительству уже прекратила, а другая на объект ещё не пришла.
Прямого отношения к «ё-мобилю» эта коллизия вроде бы не имеет. Но можно вспомнить другую историю, тоже вроде бы прямого отношения к «народному ё-мобилю» Прохорова не имеющую…
Началась она в 1934 году, когда на автомобильной выставке в Берлине Адольф Гитлер заявил, что его партия вскоре даст каждому трудящемуся недорогой и комфортный автомобиль.
Фюрер пообещал, что машина будет стоить 990 рейхсмарок. Но купить её за наличные нельзя; желающие приобрести «наци-авто» должны сперва получить книжечку для взносов, в которую надо было вклеивать соответствующие марки. Марки были специальные, их выпускали ограниченным тиражом, исключительно под мощность будущего завода…
К сентябрю 1939 года нацисты собрали с 330 тысяч доверчивых трудящихся 278 миллионов рейхсмарок. А когда началась война, завод быстренько перестроился на выпуск военной продукции. «Фольксваген» переоделся в мундир и превратился в хорошо известную нам по кинофильмам штабную машину «Кюбельваген» и её плавающий аналог «Швимваген». С 1939 по 1945 годы было выпущено 65 тысяч машин разных модификаций, но с конвейеров завода не сошёл ни один обещанный гражданский «народный автомобиль». Гитлеровское начинание оказалось пиар-проектом, почти как и «народный ё-мобиль» Прохорова.
«Ё-ваген» замышлялся как инструмент предвыборной раскрутки олигарха к концу 2011 года. Но выборы прошли и от обещанного «ё-мобиля» остался один только голый пиар, который вновь пошёл в ход накануне очередного выборного цикла. Но это если говорить только о сходстве проектов. А есть ещё и различия. Только они уж совсем не в пользу Прохорова.
Так и не пошедший при нацистах в серию «Фольксваген» был всё-таки реально сконструирован Фердинандом Порше. И после войны всё-таки реально начался выпуск этой недорогой, надёжной, экономичной, действительно народной машины.
Прохоровский проект начинался с того, что ё-мобиль должен стать красой и гордостью отечественного автопрома: недорогой, с невероятно экономичным инновационным роторно-лопастным двигателем «для автострад»; с супер-ёмкими, легкими и опять-таки отечественными конденсаторами для питания супер-пупер электродвигателя в городе… ну, и так далее.
Насчет «недорогой» никто уже и не заикается. А всё остальное смогла увидеть изумленная публика на презентации «ё-мобиля» в Ярославле…
Первым поводом для изумления оказалась «экономичность» нового авто. Выяснилось, что потреблять топлива он будет 6 литров на 100 километров (вместо первоначально обещанных 3,5 литров). Никакого супер-пупер лёгкого и «инновационного роторно-лопастного» двигателя на «ё-мобиле» не предвидится; там будет самый обычный 1,4-литровый бензиновый, которому, кроме пассажиров, придётся тащить ещё и электромотор, и батарею конденсаторов то ли корейского, то ли турецкого производства. Так что 6 литров на сотню при такой нагрузке – это ещё по-божески.
Но на фига же эти все ё-навороты, если выгода для потребителя от них, мягко говоря, не очевидна...
В 2015 году «ё-мобиль», может, и будет выпущен какой-никакой серией. Но это будет совсем не сборник российских инноваций, не нормально сконструированный отечественный автомобиль, а сборная солянка из деталей и агрегатов зарубежного производства. Именно производства, а не происхождения, потому что возводимый завод явно не тянет на гигантские мощности. Завод в Марьине, если даже и начнёт работать через годик-другой, будет заниматься именно сборкой «ё-мобиля» из самых разных иностранных узлов. А это не сможет не отразиться на качестве изделия, к которому ещё до запуска в серию приклеилось нелестное прозвище «ёкарный мобиль».
По материалам «Народного политолога»
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках