О том, что великочеркесская тематика – дело рук информационных стряпчих из стран Запада, понимают все здравомыслящие люди, в том числе, в черкесском обществе. Да и сам великочеркессизм, сдаётся, является импортированным идеологическим продуктом с тавром «made in USA».
Однако на этот товар оказались падки некоторые черкесские общественники, требующие официальных извинений от России за «геноцид» черкесов в годы Кавказской войны.
…Странный это получился геноцид. Численность подвергшегося геноциду народа почему-то увеличивалась (я имею в виду тех, кто остался жить в Российской Империи), а его видные представители были уравнены в правах с русской аристократией.
Но не в этом дело. Головы, озабоченные великочеркесизмом и требующие покаяния от России, как-то не очень охотно погружаются в исторические глубины черкесского мухаджирства. Оно и понятно. По задуманным на Западе лекалам, черкесским мухаджирам уготован образ невинных жертв и благородных изгнанников, пострадавших от русского коварства. Но так ли это?
Несомненно, мухаджирами черкесы становились не от хорошей жизни. Но мухаджирство было отнюдь не самым разумным шагом. Оставшиеся в России черкесы сохранили и свой язык, и свою культуру, чего не скажешь о многих потомках мухаджиров XIX века. Казус: они эмигрировали, чтобы оставаться черкесами и уберечь в себе всё черкесское, но это лучше удалось тем, кто так и остался в России, а не в Турции, Сирии или Иордании!
И, главное, поведение «благородных изгнанников», не смирившихся с присоединением Кавказа к России, было отнюдь не таким уж безвинным в тех странах, где они нашли приют. Сошлёмся на зарубежного исследователя Джеймса Рейда и его книгу «Кризис Оттоманской империи». Д. Рейд пишет о многочисленных черкесских мухаджирах, расселенных турками в Болгарии для подавления освободительной борьбы болгарского народа. Черкесы охотно вливались в иррегулярные формирования турецкой армии, и вместе с башибузуками занимались повальными грабежами болгарского населения.
В истории Болгарии была не одна чёрная страница, но одной из самых ужасных – т.н. Батакская резня. Батак – небольшой болгарский город, один из активных центров Апрельского восстания 1876 года, ключевого события в болгарской истории. В результате восстания болгары сбросили 500-летнее турецкое иго. Но мухаджиры (не только черкесы, но и крымские татары) помогали туркам это иго укреплять, как это было в Батаке.
Касаясь зловещей темы резни Батакской резни, Рейд называет непосредственного исполнителя этого преступления, Ахмед-ага Барутанлию, черкесом. Очевидно, Д. Рейд допустил неточность, т.к. Ахмед-ага Барутанлия был помаком.
Резня в Батаке выделялась на фоне других подобных трагедий ещё большей степенью жестокостей и зверств, творимых турками и сопровождавшими их иррегулярными формированиями. Полномасштабное описание расправы в Батаке дал американский журналист Януарий Алоизий Мак-Гахан («Турецкие зверства в Болгарии»). Мак-Гахан писал об обезглавленных женщинах и замученных стариках. Одна женщина причитала: «У меня был муж, теперь нет. У меня было 5 детей, теперь только 1». Труп 15-летней девочки с разрубленным черепом, в одной ночнушке. Обычно делалось так: женщин раздевали до нижнего белья в поисках денег и ювелирных изделий, потом подвергали групповому изнасилованию. Кто делал это последним, тот её и убивал после изнасилования.
Какой-то чудом уцелевший мужчина показал Мак-Гахану и сопровождавшим его лицам, где был зажарен его слепой брат. Детей насаживали на штыки и несли по улицам. Мак-Гахан видел сидевшую на пороге женщину, которая что-то безумно бормотала, стиснув голову руками, и уставившись на три маленьких черепа, которые лежали у неё на коленях с развивающимися от ветра волосиками.
“Armenian girls tell of massacres. Escaped victims of Turkish and Circassian cruelty recount their experience. Held naked and starving” – «Армянские девушки говорят о резне. Выживише жертвы турецкой и черкесской жестокости рассказывают о пережитом». Статья с таким заголовком появилась 1 июня 1919 г. в «Нью-Йорк Таймс». Автор, ссылаясь на сведения, полученные Американским комитетом по оказанию помощи Армении и Сирии (American Committee for Armenia and Syria Relief), описывает судьбу, как минимум, 5 000 армян, изгнанных из родных домов, и проделавших длинный путь «от плодородной Армении к границам сирийской пустыни. По пути их убивали, иногда сотнями за один раз. Сотни девушек были увезены в неизвестном направлении турками, курдами и черкесами…Армянские девушки, которым удалось сбежать, рассказывали, что с ними обходились как со скотом, хотя их отцы и родственники уже выплатили за них выкуп».
Уже в Сирии некоторым нанесли насильно особые татуировки на лоб, губы и подбородок, чтобы было видно, что это – женщины мусульман.
Вот выдержка из статьи: 800 мужчин были увезены и убиты, а их одежду поделили черкесы. Потом девушка увидела трупы некоторых из мужчин. Они были насмерть забиты палками. Потом сказали, что ради их же безопасности армян разместят в домах у араба, по 1 семье в доме. В домах эти семьи были ограблены приютившими их арабами, и изгнаны на улицу, где их тут же начали резать ножами черкесы, нападая даже на женщин и детей. Рассказчицу забрали к себе в шатёр черкесы, в т.ч. её сестёр, где их били, а потом передали какому-то чеченцу, и далее опять черкесу. «Она сейчас в сиротском доме в Алеппо, а её сестра – в армянской семье в Нусебине», - заканчивается рассказ.
…Всё это дела давно минувших дней. Армяне, черкесы и русские веками живут бок о бок. Причин для вражды нет. Но на Западе любят покопаться в «историческом белье» и слепить из него тряпичную куклу русофобии. Жаль, что на эту уловку попадаются и некоторые черкесы.
Сегодня никто и не думает предъявлять претензии черкесам за соучастие в массовой резне армян и болгар в Оcманской империи. Но нечистоплотными выглядят попытки некоторых черкесских национал-активистов изобразить мухаджиров рыцарями без страха и упрёка, а русских – ужасными чудовищами.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках