В последние несколько лет на Украине наблюдается опасная тенденция: националистические организации экстремистского толка активно практикуют такую форму деятельности, как летние тренировочные лагеря для молодёжи студенческого и школьного возраста. Всё чаще их участниками оказываются россияне, проживающие в приграничных регионах. Угроза не только в том, что таким образом ведётся подготовка бойцов для гражданского противостояния: лагеря проводятся в окрестностях стратегически важных объектов, а кроме того, в качестве их негласного спонсора выступают криминальные структуры.
Воинствующие сектанты
В начале лета в социальных сетях одна их харьковских группировок национал-социалистического толка разместила приглашение для россиян принять участие в их палаточном лагере. Преимущество отдавалось, проживающим в Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае – регионах, которые националисты считают частью Великой Украины.
Место расположения лагеря не называлось, но по устоявшейся традиции, проживающие в регионе необандеровцы устраивают свои сборы в придонцовских лесах Змиевского и Балаклейского районов в треугольнике между железнодорожными станциями Змиёв, Лихачёво и Шебелинка.
Помимо спортивной подготовки и занятий военно-прикладными дисциплинами, с курсантами должна была проводиться серьёзная политическая работа в виде обучения организации сопротивления «кровавому имперскому режиму». Под термином «сопротивление» устроителями понимались уличные беспорядки и физическая расправа с инакомыслящими.
Однако о конспирации организаторы не позаботились, их планы вскоре стали известны русской общественности на Украине, которая забила тревогу. Не остались в стороне и россияне: в результате экстремистам пришлось проводить мероприятие с намного меньшим числом участников и без гостей.
Несколько лет в Сумской области долине реки Псел между селами Могрица и Мирополье под эгидой Молодежного националистического конгресса и ВО «Свобода» действовал тренировочный лагерь «Отвага» имени Ивана Гавдиды, названный так в память украинского неонациста, погибшего несколько лет назад в уличной драке. Сейчас он перенесен в район села Ковалевка под Полтавой, а на его месте ныне функционирует детский палаточный лагерь «Коловрат», устроителями которого являются вышеупомянутые структуры.
Организаторы «Отваги» сообщают, что целью лагеря является физическое и идеологическое воспитание молодежи, а программа эффективно объединяет в себе как физическую, так и интеллектуальную нагрузку и состоит из четырех блоков. Первый включает в себя ряд лекций по выживанию в природе, ориентированию на местности, а также туристический практикум. Второй уже куда менее безобиден, так как учит участников основам сопротивления «антинародному режиму»: инструкторы разъясняют как правильно вести себя на акциях и при задержании милицией, показывают технологии эффективного использования социальных сетей в работе. Третий блок посвящен «промывке мозгов»: будущим борцам за торжество бандеровских идеалов рассказывают про Конотопскую битву и Холодный Яр, о «подвигах» ирландских и хорватских националистов, ну и, конечно же, об ОУН-УПА. Помимо этого, участников ждут марш-броски, прохождение полосы препятствий, соревнования по кик-боксингу, рукопашному бою, стрельбе и регби, страйкбольные игры, а также... занятия по основам промышленного альпинизма.
То есть, фактически юный националист за пару недель проходит полноценный курс молодого бойца, и готов к использованию массовых беспорядков. А насчет промальпа – не обольщайтесь: к одной из самых востребованных строительных профессий эта дисциплина не имеет никакого отношения, а учит действиям по захвату зданий.
Для полного подавления личности в лагере устроен режим, подобный тому, который культивируют тоталитарные секты: поменьше сна, минимальный досуг, и только для удовлетворения минимума бытовых потребностей, например, зашить майку и постирать носки, алкоголь категорически запрещен, а курение участникам разрешается всего десять минут в сутки в строго определенное время.
Питание – только из общего котла: никаких «келейных трапез». Понятно, что уже в первые несколько суток сознание молодого человека превращается в благодатное поле для культивирования агрессивно-националистических идей. Программа лагеря «Коловрат» обладает той же сущностью, но более мягкая по своей реализации: все-таки основным его контингентом являются несовершеннолетние, что, впрочем, не уберегло «радетелей юношества» от скандалов: в этом году к ним неоднократно наведывались проверяющие, наслышанные о царящей в лагере казарменной дисциплине. Да и само старославянское название столь детского учреждения означает совсем не детский символ, красовавшийся на гитлеровском флаге.
Другим совместным детищем Молодежного националистического конгресса и ВО «Свобода» является тренировочный лагерь «Лисоня», действующий у села Саранчуки в Бережанском районе Тернопольской области, по сути дела представляющий собой аналог «Отваги», только ориентированный на жителей западных регионов.
С 17 по 19 августа этого года в селе Можняковка Новопсковского района Луганской области под эгидой областной организация ВО «Свобода» действовал молодёжный тренировочный лагерь «Гайдамацкий шлях-2013». По словам инициаторов акции, в числе поводов для её проведения, стало «обустройство Гайдамацкой могилы и чествование памяти украинских героев», а в объявлении указано, что там похоронены «казаки-гайдамаки, которые были первыми украинскими пограничниками, и в 1918 году первыми встретили московско-большевицкую орду».
Для справки: казаки-гайдамаки – это солдаты армии марионеточного гетмана Скоропадского, поставленного оккупировавшими Украину по условиям Брестского мира германскими и австро-венгерскими войсками. Как-то некрасиво получается: «московско-большевицкая орда», вложившая немалые средства для превращения УССР в богатую и процветающую республику – это захватчики, а Центральные державы, беззастенчиво грабившие занятую ими территорию – освободители.
История с географией
Если нанести места проведения националистических тренировочных лагерей на карту, то выясняется одна неприглядная картина. Да из них – «Гайдамацкий шлях», «Отвага» и «Коловрат» проводились или проводятся в непосредственной близости от российской границы: так, от Можняковки до Ровеньков, ближайшего райцентра Белгородской области всего пятнадцать километров по трассе, а от Могрицы до хутора Горналь (пригорода Суджи) на российской территории напрямую – вдвое меньше. Этим националисты с одной стороны косвенно пытаются подчеркнуть свои территориальные претензии: большинство жителей приграничья в Курской, Белгородской и Воронежской областях составляют люди, пользующиеся в быту слобожанским диалектом украинского языка.
Учитывая прозрачность границ, организаторы лагерей так или иначе будут пытаться «протолкнуть» свои идеи и на российскую сторону и, скорее всего, найдут, пусть и небольшое число, но единомышленников среди молодёжи, исповедующей маргинальные взгляды. Хотя на большой успех им рассчитывать трудно: люди всё-таки видят разницу в уровне жизни двух стран, а также осознают все преимущества российского паспорта. Нельзя исключать и то, что под видом тренировочных лагерей создаются базы для террористов, которые будут вредить «ненавистным москалям».
Куда менее приятные выводы можно сделать, если совместить карту лагерей со схемой экспортной газотранспортной системы, связывающий Сибирь и Среднюю Азию с Европой. Начнём с того, что даже сам раскол Украины на «синюю» и «оранжевую» части удивительным образом прошёл по «водоразделу» между «ниткой», идущей в Западную Европу, и «ниткой» на Балканы. Если говорить проще, то каждая из двух частей Украины имеет свой практически независимый ввод газовой трубы из России и свой выход на запад. Когда говорят про реверсные поставки из Европы, то мощности украинских компрессорных станций хватит только для закачки газа в западные регионы, максимум – до Киева. Про южные, и тем более – восточные области речи вообще нет и быть не может. Следовательно, задача националистов в том, как оставить без стратегически важного энергоресурса их противников, а заодно – и хотя бы частично сорвать выполнение Россией газовых обязательств перед своими зарубежными партнёрами.
Так вот, в дюжине километров от Можняковки, где свободовцы проводили лагерь «Гайдамацкий шлях», в райцентре Новопсков находится мощная компрессорная станция на газопроводе «Союз», принимающая «голубое топливо» из Средней Азии, Поволжья и Юга России. Достаточно добиться её остановки, чтобы политические последствия не заставили себя ждать.
В 15-ти километрах от Могрицы, где ранее проводился лагерь «Отвага», а ныне «Коловрат», проходят трассы газопроводов «Уренгой–Ужгород» и «Прогресс».
Наличие крупных лесных массивов в долине Псёла позволяет спрятать нужное количество людей и предметов, необходимых для блокирования этих линий. Ну, а лагерь – это ещё и отвлекающий манёвр для сокрытия основных целей.
Ещё одно интересное место – уже упоминавшийся треугольник между станциями Лихачёво, Змиёв и Шебелинка: неподалёку от первой из них, между посёлками Первомайский и Берека находится компрессорная станция, которую без преувеличения можно назвать газовым сердцем Юга и Востока Украины. Там встречаются потоки, идущие по газопроводу «Союз» и линии из Валуек, оттуда уходят нитки на Полтаву и Днепропетровск. Что значит контроль над этим объектом – говорить излишне. Опять же, крупный лесной массив с богатейшими возможностями для заблаговременной организации тайников и схронов плюс железнодорожные магистрали с оживлённым пригородным сообщением, позволяющие незаметно подвезти большое число людей, что намного труднее сделать в двух предыдущих пунктах.
Терроризм как образ мышления
Общественное сознание Украины достаточно долго готовили к восприятию идей терроризма. Так, одно время большой популярностью пользовался сайт «Українська терористична думка», ныне, к счастью, недействующий, где открытым текстом заявлялось, что «терроризм – это образ мышления».
Большинство из нас считает, что основная цель террористов – запугать людей, создать атмосферу нервозности, и тем самым дестабилизировать обстановку. Мнение верное, хотя и поверхностное: если посмотреть глубже, то терроризм есть не что иное, как навязывание обществу правовой системы, параллельной уже имеющейся, однако более жестокой и беспощадной, оправдываемой апеллированием к высоким ценностям.
Соответственно, террористический акт его организаторами и исполнителями рассматривается не просто как параллельное правосудие, а как её некая инстанция, наделённая чрезвычайными полномочиями: достаточно вспомнить расправу народовольцев над императором Александром II, которую они объявили не иначе как «казнью царя». В этом отличие террористов от остальной части преступного мира: действие «воровского закона» не распространяется за пределы достаточно узкой касты. Отсюда крайняя жестокость террористов, для которых всякий не воспротивившийся существующему порядку вещей подлежит самому суровому наказанию.
Как это ни странно, однако разновидностью «мягкого» терроризма следует считать и «цветные» революции: обществу навязывается идея «неправильности» власти, а также мысль о праве на непризнание принятых ей законов. После этого люди выводятся на улицы, и под давлением толпы государственные органы выносят решения, абсолютно несоответствующие нормам права: достаточно вспомнить назначение третьего тура на президентских выборах 2004 года, когда суд, по мнению одного из участников разбирательств, «поступил по справедливости, а не по закону». Только вот не стоит забывать организаторам всевозможных «майданов», что «народно-освободительные гуляния» в последнее время приобретают всё менее мирный характер, и события в арабских странах – наглядный тому пример.
Вызывает опасения и то, что террористы успешно обосновываются в высших эшелонах власти: свою фракцию в Верховной Раде получило агрессивно-националистическое ВО «Свобода», активно насаждающее в украинском обществе параллельную нынешней систему морали. Стоит сторонникам Тягныбока набраться побольше сил – и выстраивание параллельной правовой системы не заставит себя ждать.
Что касается террора, то и здесь свободовцы преуспели, правда, пока в виде организации зловещих факельных шествий и использовании тоталитарной атрибутики. Сегодня к этому на Украине добавились и неонацистские тренировочные лагеря, в которых готовят будущих солдат гражданской войны.
Союз криминала и неонацизма
Принято считать, что уголовники не лезут в политику: не по понятиям. На самом деле это мнение давно успело устареть: та же «Свобода» во Львове активно сотрудничает с целым рядом этнических, преимущественно кавказских, ОПГ. В Сумской области союзником националистов оказался самый крупный криминальный авторитет Украины Сергей Лысенко по кличке «Лёра Сумской», ставший таковым после смерти могущественного вора в законе Сергея Мамедова: долины Псела и Сейма в приграничных с Россией районах контролируются его группировкой и используются контрабанды товаров и транзита нелегалов. Поэтому вряд ли ОПГ стали бы терпеть соседство неподвластной им военизированной структуры, состоящей идеологически и физически вымуштрованных членов. Помимо этого, в сферу интересов Лёры входят еще Черниговская, Харьковская и Полтавская области, следовательно, активность националистов в этих регионах неслучайна, ибо и в мирное время им найдется применение: дисциплинированные и идеологически подкованные бойцы всегда в почете.
В сферу интересов Лёры Сумского и людей из его ближайшего окружения входят подпольные игорные заведения, «крышевание» фирм и нелегальных водочных цехов, торговля наркотиками и оружием, а также огромные потоки контрабанды через границу: Сумская область – один из самых «удобных» регионов для транзита нелегалов и «неуказанных» товаров: здесь лесная местность с достаточно слабо обустроенной пограничной инфраструктурой, и очень низкий уровень жизни населения в сочетании с массовой безработицей. Ежегодно тут с украинской стороны фиксируется более тысячи случаев нарушений границы, примерно треть нарушителей составляют жители стран Азии, и понятно, что это только видимая сторона айсберга.
Лёра имеет огромное влияние в Сумской области, контактирует со многими высокопоставленными чиновниками и правоохранителями: в настоящее время все сколько-нибудь значимые должности в регионе занимают люди, тесно связанные с Лысенко. Одним из них является заместитель начальника отдела пограничной службы «Белополье» по оперативной работе Сумского пограничного отряда Восточного регионального управления ГПС Украины майор Анатолий Бовкун, контролирующий каналы незаконного перемещения грузов, нелегальных мигрантов и наркотрафика на курско-сумском участке российско-украинской границы.
Здесь достаточно часто устраиваются «спектакли» с поимкой нелегалов азиатской внешности, которых время от времени привозят из Харькова в погранзону в эти места. После составления протоколов задержанных либо направляют в вышестоящие структуры для дальнейшей высылки из страны, либо... возвращают на харьковский рынок «Барабашово» в зависимости от того, сколько проплатили владельцы нелегальной рабочей силы своим «благодетелям».
В середине марта этого в долине Сейма неизвестные уничтожили несколько украинских пограничных знаков. На их задержание были брошены практически все имеющиеся силы, в результате чего граница осталась на длительное время без присмотра. Злоумышленников так и не поймали, зато сколько нарушителей режима воспользовались этим – остается только гадать.
А теперь самое важное: помимо вышеупомянутых грехов этот «оборотень в погонах» неоднократно был замечен в общении с устроителями «Отваги» и «Коловрата». О чём они разговаривали, думаю, догадаться не трудно.
Недавние события вокруг громких дел, связанных со штурмом милицейских участков, показали, что украинский национализм сросся с криминалом: среди самых активных участников беспорядков были члены неонацистских организаций. Нельзя не понимать и то, что своими действиями бандеровцы не просто подрывают последний оплот законности в государстве, играя на руку преступникам: подобного рода беспорядки – предвестник грядущих потрясений, которые, безусловно, будут сопровождаться небывалым размахом беззакония.
Не менее опасно и то, что молодёжь активно рекрутируют в террористические группировки, целью которых станет выведение из строя стратегически важных объектов, способное спровоцировать обострение отношений Украины с Россией вплоть до «горячего» сценария: националистам, ради повышения собственного политического веса, важно выставить россиян, защищающих свои интересы, агрессорами. Поэтому России необходимо уже сейчас продумать свою стратегию на этом направлении.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках