Итак, до выборов в Москве осталось всего ничего – три рабочих дня, одна «тихая» суббота, и все, финиш.
Именно сейчас интересно составлять предварительные прогнозы, делать ставки, тем более что в последние дни расклад может поменяться, или будут предприняты попытки его изменить.
Немногие знают, но в выборах мэра Москвы участвуют 6 (шесть) кандидатов. Это представитель ЛДПР Дегтярев, «Справедливой России» –Левичев, КПРФ – Мельников, «Яблока» – Митрохин, выдвиженец от «РПР-Парнас» Навальный и самовыдвиженец Собянин. При этом накал страстей демонстрирует исключительно Навальный, который на своей харизме наберет, по оценкам разных соцслужб, от 8 до 11% (погрешность составляет от 3,6 до 4,8%). Остальные кандидаты, в силу некоей внутренней скромности, а возможно, и неготовности к нестандартным методам агитации, используемых Навальным, оказались позади. Все, кроме Сергея Собянина.
Собянин, несмотря на относительно малоактивную агитационную работу, ведущуюся стандартными методами, занимает крепкое первое место во всех рейтингах, с довольно большим отрывом от Навального (от 38 до 62% по данным тех же опросов, с той же погрешностью). Значительный разброс в данных разных служб за те же самые периоды показывает, насколько странная штука статистика. А, следовательно, подрывает доверие к подобным опросам.
Единственное, что можно сказать, Навальный сильно отстает от Собянина. И это отставание создает интригу о втором туре.
В целом, выход во второй тур и есть максимальное достижение для Навального в этой кампании. Потому что больше половины голосов москвичей ему взять не удастся. Не потому, что система такая – эти выборы проводятся с минимумом давления на оппозицию, хотя эта самая оппозиция делает все, лишь бы на нее давили, а лучше даже сняли, и не пришлось бы со своими 8% позориться на весь мир. А потому, что московская буржуазная культура слишком инертна для того активного штурма, которым пытается ее взять Алексей Навальный.
Конечно, для Москвы, в которой проживает более 10 млн. человек, говорить о какой-то единой культуре было бы большой ошибкой. Однако непреложный факт, что уровень жизни в столице находится на высоком сравнительно с другими крупными городами уровне. Тут другой темп жизни, другие проблемы, в конце концов, здесь очень близко к институтам власти. При этом власть в городе довольно размыта, и связи с чиновниками на местах не имеют слишком большого значения: москвичи умеют и любят жаловаться, ходить по инстанциям и вообще, чувствуют себя довольно свободно. Опять же, не все.
Часть москвичей, например, может жить у себя в спальном районе так, будто это небольшой город, за пределы которого они выбираются крайне редко, предпочитая даже работу искать по соседству, и культура этих людей довольно провинциальна.
Москвичи бывают предприимчивые, они пытаются успеть принять участие в разных проектах, получить образование или навыки в каких-то совершенно порой неожиданных сферах. А бывают ленивые, живущие несколькими поколениями в одной квартире, без какого-либо явного стремления что-то изменить – у таких всегда очень много оправданий и горечи. В общем, это плавильный котел, в котором рождается гомо москвитус, пришедший на смену гомо советикус, потому что москвичи, все же, совершенно особый тип россиянина.
В этой мутной водице пытаться половить рыбку может только отчаянный человек, хотя Салтыков-Щедрин предпочитал термин «прохвост», мы не будем к нему прибегать.
Безусловно, Алексей Навальный, над которым дамокловым мечом висят 5 лет в колонии, является отчаянным человеком. Отчаянием веет от его бесконечного рефрена, где он своих политических оппонентов постоянно оскорбляет и обзывает, выкладывает их не очень удачные фотографии, где люди изображены или с открытым ртом, или с неудачного ракурса и т.п. Размещает фотоколлажи, которые оказываются ложью, публикует какие-то непроверенные материалы и т.п. При этом градус эмоций в публикациях и выступлениях Навального зашкаливает.
И это влияет на его сторонников: многие из них, в начале кампании рассудительно обсуждавшие необходимость показать властям, что поддержка электората дорогого стоит, теперь перешли к каким-то утопическим грезам о свержении властей и наступлении новых, тучных времен, под управлением Навального А. В их воображении разыгрываются баталии, воздвигаются города, наступает благорастворение воздухов и этническая очистка столицы, сопровождающаяся радостными плясками гомосексуалистов на всех площадях города.
Публицисты и журналисты уже открыто сравнивают поклонников Навального с сектантами.
В этом угаре совершенно растворился тот факт, что представитель КПРФ Мельников буквально наступает на пятки Навальному, согласно опросам. Равно как и тот факт, что опросы – опросами, но у КПРФ есть верный электорат, который составляет порядка 20%, так его оценивают сами коммунисты, сообщает наш источник в партии. И, даже с учетом слабой активности в выборах мэра (коммунисты больше думают о выборах в Мосгордуму), сторонники КПРФ проголосуют за представителя этой партии. Так что прогнозы прогнозами, а интрига о том, кто займет второе место, сохраняется. Электорат КПРФ – люди, как правило, старшего поколения, довольно консервативны в своих пристрастиях, среди которых преданность коммунистам и готовность ходить на выборы. Молодое поколение, на которое делал ставку Навальный, на выборы ходить не очень любит, так что в итоге субботняя вечеринка и воскресное похмелье могут порушить всю деятельность в кубах ради этого кандидата.
Собянин же получает голоса тех москвичей, кто не очень доверяет новому и не хочет повторения старого. Таких, разумеется, большинство. Часть этих людей, которым не нравится Собянин, или, скорее, его членство в «Единой России», будет голосовать протестно, чтобы привести будущего мэра в тонус перед началом работы. И за эти голоса идет сейчас самая напряженная борьба: Навальный в последние дни избирательной кампании делает все возможное и невозможное, чтобы стать единственным кандидатом просто в силу забитости информационного поля, где другие фамилии не звучат.
Поэтому крайне важно тем, кто задумывается о том, за кого голосовать, еще раз взвесить все сильные и слабые стороны такого человека как Навальный. В его биографии немало сомнительных страниц, а рук марать он не боится. Стоит ли давать такому человеку ощущать некие основания для своих и без того огромных амбиций? Каждый процент голосов наделяет его силой говорить как бы от имени тех, кто ему свой голос подарил. Хотите ли вы, чтобы от вашего имени говорили именно такие люди, как Навальный? Чтобы они, используя цифры, а эти люди постоянно подсчитывают цифры, достаточно вспомнить митинги на Болотной, бессодержательные и унылые, вся суть которых сводилась к подсчету массовки, – чтобы эти люди, размахивая цифрами, продолжали делать из обывателей политических сектантов, пока эти сектанты не принесут им власть на тарелочке с голубой каемочкой?
И тогда-то повторится история двадцатилетней давности, когда в 91-м чуть ли не каждый голосовал за Ельцина, а в 94-м оказалось, что за него никто не голосовал. Правда, пояснить, откуда взялись голоса, не могли: настолько стыдно было признаться в ошибочности своих суждений, взять вину за то, кого бездумно, на голых эмоциях, привели к посту президента.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках