Принятое 30 сентября в Киеве «Обращение церквей и религиозных организаций к украинскому народу» в поддержку евроинтеграции Украины содержит и подпись митрополита Киевского и Всея Украины Владимира, что было воспринято многими верующими как предательство. Однако есть основания усомниться в том, что глава УПЦ Московского Патриархата действительно подписывал этот документ, по крайней мере – в ясном сознании.
Назвать принятый документ сколько-нибудь представительным сложно: из первых лиц крупных конфессий его поддержали только верховный архиепископ, глава Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук), глава неканонического Киевского патриархата Филарет (Денисенко) и митрополит Владимир (Сабодан), глава УПЦ МП.
Остальными подписантами можно пренебречь: от римо-католиков свой автограф поставил далеко не первостепенный архиепископ, лютеране и баптисты большим числом верующих на Украине не отличаются, а у иудеев и магометан вообще нет первого руководителя, поэтому мнение отдельного ребе или отдельного муфтия не обязательно будет разделяться его коллегами.
Не меньшие сомнения вызывает и другой момент: известно, что нынешний предстоятель Украинской Православной церкви митрополит Владимир тяжело болеет на протяжении целого ряда лет. Официально у него диагностирована болезнь Паркинсона, но ряд экспертов считает его состояние более серьёзным: глава УПЦ-МП, по словам общавшихся с ним, настолько немощен, что не может без посторонней помощи не только самостоятельно обслужить себя, но даже есть. В иные моменты он не способен даже адекватно реагировать на речь собеседника, что в общем-то говорит об утрате ясности мышления.
Поэтому, пользуясь его состоянием, сторонники евроинтеграции вполне могли, что называется, «подмахнуть» нужную подпись под требуемым документом. Тем более что сторонников автокефалии украинской церкви даже в Московском патриархате, хватает: например, к их числу относится личный секретарь митрополита Владимира архиепископ Александр (Драбинко).
В любом случае нельзя считать подписание главой УПЦ-МП евроинтеграторского обращения делом искренним: в последнее время на Украине участились случаи, когда убеждённые противники ассоциации с ЕС вдруг резко меняли своё отношение к готовящемуся соглашению. Например, один учёный-экономист с весомым именем и репутацией, неоднократно до этого приводивший аргументированные выкладки о вреде сближения Украины и ЕС, вдруг ни с того ни с сего начинает выступать в пользу вильнюсского соглашения, однако, на этот раз приводимая доказательная база не способна выдержать никакой критики.
О чём всё это говорит? Да о том, что вышеупомянутый профессор вынужден пойти на уступки некоторым очень влиятельным, однако, ненаучным, авторитетам.
Проявить стойкость? Но это означает потерять работу, причём в условиях, когда на современной Украине кандидатов и докторов наук больше, чем в СССР в 1990 году, а документы об украинской «остепенённости» не сильно котируются за пределами страны! Соответственно, людям приходится идти на компромисс со стремящимися в ЕС сильными мира сего. Теперь к этому принуждают и верующих.
В связи с происшедшим многие задаются вопросом: «Почему в столь непростые времена УПЦ-МП возглавляет столь физически немощный человек?» И сравнивают с теми же униатами, которых возглавил молодой и энергичный Святослав (Шевчук), некоторые параллели напрашиваются и в отношении Бенедикта XVI, уступившего Святой Престол своему преемнику Франциску.
Так почему бы и каноническое Православие Украины не возглавить человеку, более пригодному для исполнения столь ответственной должности?
К сожалению, этому препятствует целый ряд обстоятельств. Во-первых, немощный первоиерарх выгоден иерархам более низкого ранга, как позволяющий сконцентрировать всю власть в своих руках и не делиться ей с начальником. Во-вторых, уход на покой или смерть нынешнего предстоятеля приведёт к внутрицерковной борьбе, в которой уже выделились два лидера – митрополиты Агафангел (Саввин) и Иларион (Шукало).
Первый, возглавляющий Одесскую епархию, зарекомендовал себя как активный, авторитетный и последовательный сторонник российско-украинского сближения. Второй, Иларион, руководящий Донецкой епархией, близкий к кругам Януковича и, ко всему ещё – уроженец Западной Украины, считается главной опорой тех, кому нужно, чтобы всё оставалось так, как есть.
В принципе, у Агафангела велики шансы оказаться всеукраинским церковным лидером, хотя Иларион, поддерживаемый действующим главой государства, безусловно, будет отстаивать своё право первенства до конца.
И, наконец, ситуация со слабостью в руководстве прежде всего на руку врагам русского канонического Православия на Украине. Им выгодно, чтобы у семи нянек дитя постоянно оставалось без глазу, а распределение усилий было таким, как в басне про неспособных договориться между собой лебедя, рака и щуку. Им хочется, чтобы УПЦ-МП постоянно дискредитировала себя в глазах граждан скандалами и принятием сомнительных документов.
Поэтому избрание такого сильного духовного лидера, как Агафангел, станет для украинских националистов катастрофой, и они, понятно, попытаются этого не допустить.
Стоит отметить, что подписание предстоятелем УПЦ-МП обращения в поддержку ассоциации Украины с ЕС не изменило позиции абсолютного большинства простых верующих в плане неприятия евроинтеграторских амбиций руководства страны.
Один мой знакомый прокомментировал столь сомнительный документ так:
«Я в последнее время стараюсь меньше думать о наших первоиерархах, а то так и веру можно растерять: всё-таки не стоит отождествлять церковь – государственный институт с Церковью, глава коей есть Христос».
Александр Дмитриевский,
собственный корреспондент
газеты «Донецкiй Кряжъ» в России
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках