Проведённый националистами в Киеве и других городах Украины 14 октября Марш УПА показал, что ВО «Свобода» занято подготовкой к генеральному сражению, которое через год развернётся во время предстоящей президентской кампании. И, более того – уже не собирается делить будущую победу со своими нынешними союзниками по оппозиционному лагерю в лице УДАРа и «Батькивщины», особенно в свете предполагаемого освобождения Юлии Тимошенко, которую могут назначить хотя бы символическим, но, общим лидером.
Поэтому вполне возможно, что сроки решающей битвы будут подкорректированы свободовцами, например, на предстоящую весну, когда власть достаточно ослабнет, а менее радикальная оппозиция не успеет отмобилизоваться до уровня выдвижения собственных претензий на долю в добыче.
Главной задачей полководцев во все времена является мобилизация сил в нужное время и в нужном месте для нанесения решающего удара. Законы политики и войны схожи: мобилизацию сил и средств надо начинать заранее, но в строго определённый момент. Выступил раньше времени – вот тебе и уставшее от постоянного напряжения войско, и раскрытые противникам карты, выступил позже – не успеешь подготовиться.
Только у политиков вместо пехоты, кавалерии и артиллерии приходится иметь дело с избирателем, который должен в день выборов поставить «галочку» в нужном квадратике избирательного бюллетеня, с депутатом, чтобы тот во время голосования соответствующим образом высказал волеизъявление, становящееся законом, а также с вертикалью исполнительной власти, от действия которой зависит воплощение благих намерений в жизнь.
Первый цикл репетиций был проведён объединённой украинской оппозицией весной в ходе акции «Повстань, Україно!», марш УПА – это уже второй этап. На обоих стадиях, прежде всего, активно отрабатывалась схема постановки под знамёна своих сторонников и сочувствующих. Это – достаточно тонкий, но важный момент в организации многотысячных мероприятий.
Во время киевского марша УПА свободовцы показали, что собрать и доставить из разных городов страны в столицу двадцать тысяч человек для них уже не проблема, а как уже говорилось в одной из предыдущих публикаций, для захвата центральных органов власти хватит и половины этого количества.
Людей надо заранее собрать и доставить к месту проведения акции, что не так просто. Нужно приготовить транспорт, а возможности чартерных перевозчиков не безграничны, да и билетов в кассе для едущих рейсами общего пользования тоже может не оказаться. Необходимо решить вопрос о том, как «оторвать пахаря от сохи»: большинство манифестаций проходит в рабочее время, поэтому необходим контакт с работодателем. И, наконец, пора перестать строить иллюзии насчёт того, что люди идут митинговать за идею: участники массовых мероприятий – это то же самое, что и массовка в кино, а актёру, пусть даже третьего плана, нужно, как минимум, выплатить гонорар. Сегодня один час стояния на площади стоит от пятнадцати до двадцати пяти гривен, причём ставка одинакова и в лагере власти, и у оппозиционеров.
Что касается «гонораров», то здесь, как и на киностудии, многое зависит от честности и порядочности самого бригадира, командующего статистами, а также от его наглости и настойчивости в разговоре с работодателем: есть такие, кто «прихватизирует» почти всю выданную сумму, а есть и те, кто не постесняется «вытрусить» из хозяина бесплатный проезд, а иногда и питание для своих подчинённых. Как правило, последние «бригады» оказываются достаточно крепкими, дисциплинированными и с опытом участия в акциях, поэтому ценятся выше обычных.
При проведении многодневных мероприятий задачей номер один становится размещение прибывающих участников, а также – решение множества бытовых вопросов: голодный и необогретый солдат очень быстро пополняет ряды дезертиров. Важность этого момента наглядно показали «помаранчевые» события 2004 года, когда у «синих», несмотря на наличие большого объёма транспорта, не было соответствующей базы в Киеве для организации ответного хода.
Вторая по значимости задача оппозиционных «манёвров» – это отработка тактики. Далеко не все представляют, что настроение участников акции зависит от правильной расстановки в их рядах грамотно подготовленных массовиков-затейников, они же аниматоры или «заряжающие». Такой заводила умелым и ритмичным скандированием речёвок и лозунгов создаёт у находящихся на площади ощущение единой общности, а его потеря легко вносит сумятицу в ряды собравшихся. Поэтому аниматор обязан уметь занять правильную позицию, чтобы и воздействовать на толпу, и, при этом не стать жертвой происков оппонентов: другая сторона наверняка постарается заслать того, кто сумеет вывести заводилу из строя, для чего достаточно удара кулаком или локтём в определённый участок спины.
Не менее важным является и привлечение молодёжи. «Свобода» здесь сумела решить проблему, организовав после марша концерт в память бандеровских бандитов.
Ну, и третья задача – разведка боем. Понятно, что власть тоже начнёт предпринимать контрмеры, и в этом она обладает богатым арсеналом средств. Например, по пути следования колонны вдруг ни с того ни с сего случается прорыв канализации, и ради ликвидации внезапно забившего из-под земли фонтана «ночного золота» перекрывают улицу. Или вдруг случается обрыв контактной сети трамвая, чьи рельсы пересекают маршрут движения колонны, что, наблюдалось весной в Харькове. Здесь манифестантам надо уметь рассредоточиться, и мелкими группами переместиться в точку, где будет организован новый очаг уличной акции, который по совместительству станет ещё и лишним источником хлопот для правоохранителей, чьи силы не безграничны. А для борьбы с полицейскими, выстроившими «черепаху» из своих щитов, неплохо действует метод «доброго и злого следователей», когда поочерёдно сменяют друг друга агрессивно настроенные парни спортивного вида, демонстративно играющие мускулами под аккомпанемент грубой ругани, и милые девушки, а также мамаши с младенцами на руках, «украшающие» цветами амуницию стражей порядка.
Не такое уж редкое явление – использование несовершеннолетних в качестве «живой изгороди»: это сильно уменьшает спектр средств, которые сможет применить полиция против зачинщиков массовых беспорядков.
Зачем устраиваются все эти спиливания чугунных оград, штурмы исполкомов, и даже попытки борьбы кирпичами с бронетехникой? Ответ понятен: мало кто верит в спокойное разрешение ситуации на грядущих президентских выборах. Да и речь будет идти не о дележе пирога на жирные и постные куски, как осенью 2004 года: играть придётся ва-банк, при этом и сам побеждённый вместе с потрохами отправится на «съедение» одержавшему верх. И не только побеждённый: более слабый в стане победителей тоже предназначен для утоления голода более сильного. Поэтому яркого карнавала на Майдане под лозунгом «Почувствуй себя вершителем истории!» ждать не стоит.
Если весной власть хоть как-то пыталась сопротивляться, то сейчас она ведёт себя крайне пассивно. Даже на вывешивание нацистских тряпок в сессионном зале парламента регионалы и коммунисты прореагировали всего лишь бойкотом заседания, хотя в былые годы вряд ли обошлось как минимум без потасовки. Видимо, есть надежда на то, что после подписания соглашения с ЕС представителям власти будет обеспечена спокойная политическая «старость» в лучших уголках «забугорья». Прямо как партийно-советская номенклатура на рубеже 1990-91 годов, занятая досрочной и тайной «прихватизацией» наиболее лакомых «командных высот» перед сдачей всего остального.
На этом фоне отрадно было наблюдать хоть и разрозненные, но попытки сопротивления поднимающему голову бандерофашизму: так, в Донбассе разбили несколько автобусов, перевозивших немногочисленных местных поборников неонацизма в Киев. И, конечно же, вывешивание Знамени Победы из окна дома по маршруту бандеровского шествия: какой бы катастрофической ни казалась складывающаяся ситуация – не всё ещё потеряно!
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках