22 октября в Одессе был арестован Игорь Марков. Ему, только что лишённому депутатского мандата, вдруг ни с того ни с сего вспомнили дело о мордобое семилетней давности. Видимо, для того, чтобы не пытался ненароком оспорить решение шемякина суда.
Кто такой Игорь Марков? Вернее, кем он был до 22 октября, и кем стал после?
Не будем строить на его счёт иллюзий: арестованный – точно такой же зубастый хищник родом из «лихих 90-х», как и те, по чьему приказу он был брошен за решётку. Не акула, не кашалот, и даже не барракуда украинского бизнеса: так, щука полпуда весом, не более. Возглавляемая им пророссийская партия «Родина» была скорее явлением одесского, чем всеукраинского масштаба, а самому Маркову приходилось в Верховной раде примыкать к фракции Партии Регионов, то есть – быть соратником Януковича.
Как только началась «евроинтеграционная горячка», Игорь Марков стал мешать тем, кто правит бал в парламенте: слишком уж большой диссонанс вносит. Но, избран он был туда не по партийному списку: мандат вместе с партбилетом у мажоритария не отнимешь. Найти истца для судилища его противникам труда не составило: им оказался Юрий Кармазин, политический пенсионер из украинских националистов. Как, впрочем, и оспорить законность избрания Маркова в Верховную Раду.
Суд вынес вердикт в пользу отставного «руховца» Кармазина. Казалось бы, украинской власти надо вздохнуть с облегчением: её оппонент погряз в длительной судебной тяжбе, сковавшей его по рукам и ногам. Но, «тут Остапа понесло»: вместо того, чтобы добавить ещё несколько гражданских исков, которые рассматриваются годами, чем окончательно завести Маркова в трясину судебных разбирательств, ему вспомнили драку семилетней давности. И взяли под стражу. Случись такое год назад – горько поплакались бы в жилетку его сторонники о том, что «бандеровцы наших бьют», да и успокоились.
Но сейчас – это вам вчера. Народ уже закалён мощными протестными акциями оппозиции «Повстань, Україно!», прокатившимися по всем без исключения областным центрам. В столице страны постоянно берут в осаду то один, то другой орган власти, а парламент вообще можно переименовывать в клуб гладиаторов, ибо там всё давно держится на кулачном праве. Совсем недалеко от Одессы в маленьком райцентре Врадиевка некоторое время назад случился исторический штурм отделения милиции, разделивший историю сознания украинских граждан на «до» и «после». То есть, если раньше народ боялся блюстителей порядка, то сегодня «накостылять» товарищу старшине уже становится доблестью.
А дальше произошло то, что произошло. Сторонники Игоря Маркова поднялись в защиту своего лидера. Да так, что одесскому «Беркуту» (аналог российского ОМОНа) пришлось вызывать на помощь подкрепление из Николаева и Херсона: своих сил оказалось маловато. Думаю, излишне объяснять, что будет иметь место при более масштабных событиях, ибо численность полиции не безгранична.
Украинские националисты высоким уровнем интеллекта похвастаться не могут, поэтому из их стана тут же послышался злорадствующий смех, чем-то напоминающий лай шакалов: как же, враг в капкане! И только самые дальновидные из них схватились за головы: одесситы нарушили их святую монополию сразу в нескольких номинациях.
Во-первых, вправе иметь своих героев и мучеников: не одной же Юлии Тимошенко носить нимб «узника совести»! Во-вторых, их оппоненты провели массовую акцию, которую уже не окружить завесой молчания.
И, наконец, им напомнили старое доброе правило: «Любишь шутки над Фомой – люби и над собой!» Иными словами: штурмовать органы власти могут не только бандеровцы и евротолеразматики, но и их противники.
Властям пришлось срочно вывозить Игоря Маркова в Киев самолётом. Это говорит, прежде всего, о том, что содержать арестованного в Одессе было опасно: поднявшиеся в защиту могли его и освободить. А ещё – что у власти нет сил контролировать ситуацию в случае дальнейшего раскручивания противостояния. Не зря же подверглись профилактической проработке со стороны милиции местные политические лидеры, такие, как Валерий Кауров. Кроме того, на две недели в городе запрещено проведение любых уличных акций.
Дело Маркова показало сильный раскол не только партии власти, но и явное отсутствие согласия в рядах оппозиции: в защиту арестованного выступили такие депутаты, как регионал Нестор Шуфрич и член фракции блока Юлии Тимошенко Александра Кужель.
Ещё один гол в свои ворота получил и действующий президент Украины: преследования пророссийски настроенных политиков – серьёзный «минус» в его и без того неудачном диалоге с Кремлём, с Европой, кстати, тоже: решение суда о лишении Маркова мандата подверглось порицанию и со стороны некоторых представителей Брюсселя.
До 22 октября Игорь Марков как политик пользовался примерно таким же уровнем влияния, что и Олег Тягныбок двенадцать лет назад. Над «фюрером» маргинальной львовской национал-социалистической группировки в те годы если и смеялись, то только местные: большинству эта фамилия ничего не говорила. Однако, умение создать политический резонанс сделало своё дело: сегодня ВО «Свобода» – одна из самых мощных партий.
Можно констатировать только одно: у пророссийски настроенных сил Украины появляются свои резонансные лидеры.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках