В последние выходные октября Грузия проводила на политическую пенсию Михаила Саакашвили.
Сегодня его страну представляют своеобразным эталоном демократического процветания, ждущего каждого, кто изберёт антироссийский курс: отличные дороги, грандиозное строительство небоскрёбов из стекла и бетона, отсутствие преступности и коррупции, вежливая и честная полиция – всё это вызывает у многих приезжих сильный восторг. Однако при этом мало кто смотрит на обратную сторону медали.
За парадным фасадом диктатуры...
К 88-й годовщине со дня своего рождения товарищ Сталин получил замечательный подарок в лице появившегося на свет Михаила Саакашвили. Этот грузинский лидер, при всей своей официальной нелюбви к Вождю народов, оказался верным его последователем, особенно в деле проведения всевозможных «великих чисток».
Ещё десять лет назад в Грузии правили бал многочисленные криминальные группировки во главе с «ворами в законе», чиновничество погрязло во взяточничестве и кумовстве. Сегодня уголовные авторитеты пребывают либо в эмиграции, либо за решёткой. Даже воинственные и гордые сваны, ещё недавно активно промышлявшие разбоем на перевалах Кавказа, превратились в гостеприимных работников туристической сферы.
Растаможить автомобиль можно всего за полчаса, предприятие регистрируется в течение дня, для получения документов о праве собственности на земельный участок потребуется не более недели с учётом полевых геодезических работ. При этом всё делается официально, и никому не надо давать «на лапу».
Полиция – так та вообще вызывает умиление своим человеколюбием, помогая переходить старикам через дорогу и довозя подгулявших водителей домой. Правда, насчёт последней услуги не стоит обольщаться: она не бесплатна, дешевле будет заказать «автопилот» в службе такси.
Стали аккуратно платиться налоги, предпринимателей обязали обзавестись кассовыми аппаратами, что раньше для такой страны казалось чем-то фантастическим.
Рецепт успеха оказался прост: Саакашвили его позаимствовал у Сталина, правда, не слишком добросовестно, ибо, по понятным причинам, не просто «забыл» сослаться на автора технологий, но и поспешил снести с лица земли всё, что напоминало о той эпохе.
Грузия погрузилась во времена ежовщины, правда в лайт-версии. Сотни высокопоставленных чиновников, среди которых были главы городов и районов, министры, судьи, арестовали за коррупцию, причём каждый раз процесс задержания демонстрировался по телевидению. На экране не хватало только приснопамятного Андрея Вышинского с его пламенными речами по обличению «белогвардейских козявок».
Арестованному тут же предоставлялся выбор: или признать себя виновным без суда и следствия и в обмен на свободу отдать в казну всё своё состояние, а также имущество родственников, или же стать обвиняемым на показательном процессе с заранее известным вердиктом. И с той же самой конфискацией имущества в придачу к длительному тюремному заключению.
Кстати, насчёт презумпции невиновности: в Грузии де-факто она не действует, а по многим статьям уголовного кодекса отменена и де-юре, например, в отношении «воров в законе» или тех, кто въезжал в Абхазию и Южную Осетию со стороны России. Стандарты правосудия 1937 года в действии!
В результате за последние 10 лет число заключённых в Грузии выросло в 4 раза: 20 тыс. человек (для 5-миллионной страны), что является одним из самых высоких мировых показателей на душу населения. И кто там плачется про «архипелаг-гулаг»?
Однако всех не пересажаешь, а заключённого надо ещё и кормить, что накладно для бюджета. Поэтому куда выгоднее выписать человеку драконовский штраф даже за малейшую провинность, что широко применяется в качестве основной, дополнительной и альтернативной мер наказания. При очень низком благосостоянии граждан проступок перед законом означает многолетнюю и, зачастую, неподъёмную финансовую кабалу.
А травля инакомыслящих? Из недавних кампаний можно назвать запрет слушать радио в общественном транспорте, так как большинство радиостанций – на стороне оппозиции, а также борьбу со спутниковыми антеннами, чтобы поменьше смотрели передачи, содержащие критику правящего режима. Помните про «глушилки» застойных лет, боровшиеся с вражескими «голосами»?
В порядке вещей стало увольнение с работы за оппозиционные настроения не только у самого человека, но и у его родственников. Несколько месяцев назад по этой причине лишились работы более сотни профессоров и преподавателей вузов, что вызвало студенческую акцию протеста, разогнанную полицией. Помните кампании по борьбе с генетикой, кибернетикой и «безродными космополитами»?
При Сталине власть была самостоятельной ценностью. Поэтому начальство не терпело коррупции: потерять из-за несчастного червонца доступ к спецраспределителю было дороже, чем подтянуть пояс. А в Грузии при Саакашвили каждый чиновник получил огромную, по сравнению с остальными гражданами, зарплату. К примеру, у рядового полицейского месячное жалованье эквивалентно $400, что в четыре раза выше доходов среднестатистического жителя, а что говорить про начальников повыше? Вот и весь рецепт честности!
Грузинские финансы и цыганские романсы
Все декларируемые Грузией успехи в экономике есть не что иное, как блеф.
Вот некоторые цифры. Госбюджет – $4,5 млрд., валовый внутренний продукт по оценкам правительства превышает $16 млрд., но многие эксперты этот показатель считают сильно завышенным. Суммарный долг страны – $12 млрд., более половины его приходится на долги государства и национального банка.
За счёт чего живёт Грузия, если не брать во внимание всевозможные кредиты, гранты, а также переводы родственникам из-за рубежа? Прежде всего – распродажей собственности: любое сколько-нибудь выгодное предприятие сегодня обязательно принадлежит иностранному капиталу, хотели выставить на торги даже железную дорогу, но вовремя одумались.
Вторая по значимости статья дохода – это реэкспорт азербайджанской нефти на Запад и автомобилей в страны Средней Азии, то есть, классическая схема «купи-продай».
На третьем месте стоит экспорт обогащённого рудного сырья в виде марганцевых ферросплавов и золотомедного концентрата, а также чёрного и цветного металлолома.
Некоторым подспорьем являются электроэнергетика и производство цемента, ориентированные преимущественно на внутреннее потребление, однако излишки выпущенного этими отраслями охотно приобретаются соседями. А вот доля доходов от идущих на внешний рынок сельхозпродукции, спиртного и минеральной воды настолько невысока, что ей можно пренебречь. Как, кстати, и от въездного туризма, хотя и дающего некоторое количество сезонных рабочих мест, а также способствующего привлечению инвесторов в курортные районы.
Высокие технологии в грузинском экспорте представлены разве что электровозами, единственным крупным покупателем которых является Украина. Собственный автопром, некогда выпускавший знаменитые грузовики «Колхида», безнадёжно загублен, авиастроение работает исключительно на нужды ненасытного военного ведомства по принципу «пушки вместо масла».
А вот структура импорта. Стоимость ввозимого в Грузию в 4 раза превышает стоимость экспорта! Полностью за счёт заграничных поставок покрывается потребность страны в нефти, газе, товарах народного потребления, а также в хлебе, крупах и сахаре. В импорте велика доля российских товаров, которые ввозятся, как правило, морским путём через Украину.
Посетивших Грузию поражают масштабы строительства, однако возводятся почти исключительно гостиницы, банковские офисы, торговые и деловые центры, а также административные здания: основная масса инвестиций идёт в сферу обслуживания, запуск нового завода – событие из ряда вон выходящее.
Как видим, финансовые вливания направлены на потребление, а не на производство, хотя все известные в истории примеры «экономического чуда» строились либо на бурном росте высокотехнологичной индустрии, либо на сверхприбылях от добычи энергоносителей.
Шипы увядших роз
Интересна и расходная часть бюджета, две трети которого уходят на нужды силовых структур, включая армию, а также государственного аппарата. В СССР такого не было даже в разгар сгубившей его «гонки вооружений»!
Урезаны социальные программы: обещание подарить компьютер каждому первокласснику так и осталось на бумаге, более того, бесплатными учебниками снабжаются только школьники из самых малообеспеченных семей.
Ничего не делается для преодоления безработицы: официально доля нетрудоустроенных составляет шестую часть населения страны, фактически же в их число не включены крестьяне, живущие в основной своей массе натуральным хозяйством за счёт приусадебного участка.
В советские годы Грузия могла похвастаться лучшей во всём Союзе системой медобслуживания. Тбилисские учёные становились «отцами» целых направлений в отечественном здравоохранении: так, именно в Грузии открылся первый в стране НИИ, специализировавшийся на столь щепетильной проблеме, как репродуктивная функция человека. Обладающая прекрасными кадрами и замечательными курортами, эта республика была своеобразным центром медицинского туризма в СССР. Коррупции, конечно, хватало, но престиж врачебного дела в Закавказье тоже играл свою роль, сглаживая тем самым её негативное влияние.
Всё окончилось с распадом великой державы: политическая нестабильность разогнала многих специалистов, а финансовые потоки из Москвы прекратились. Грузинская медицина тихо умирала на протяжении полутора десятилетий, оставаясь чемоданом без ручки для нищей страны. Агония продолжалось бы и дальше, но в 2003 году произошла пресловутая «революция роз».
Новая метла стала мести действительно по-новому: почти всю медицину отдали на откуп частному бизнесу. В руках государства остались только республиканские инфекционная и психиатрическая больницы ввиду того что данные виды хворей нередко представляют опасность для тех, кто окружает больных, а частник вряд ли захочет иметь дело с такой категорией пациентов. И ещё приватизация пока что не коснулась системы «скорой помощи», хотя телефонные звонки в экстренные службы в Грузии стали платными.
Все грузинские больницы были проданы нескольким медицинским холдингам, представляющим собой своеобразные концерны, объединяющие не только поликлиники и госпитальный сектор, но и аптечную сеть. Благодаря западным вложениям, по всей стране начали возводиться новые больничные комплексы, оснащённые по последнему слову техники, и открытие каждого такого учреждения широко преподносится прессой как очередная блестящая победа молодой демократии.
На этом все положительные стороны медицинских реформ в Грузии исчерпываются. Больницы, построенные в советское время, располагались в центре городов и сёл, чтобы людям было удобно добираться, новые госпитали размещают где-нибудь на отшибе, а старые здания оказались перепрофилированы, и зачастую совсем не по своему изначальному предназначению. Теперь пациенту даже явиться на приём к врачу – большая проблема.
Другой минус реформ – исчезновение бесплатного здравоохранения. Простой приём у врача стоит 50 лари (1 лари равен примерно 19 российским рублям или 5 украинским гривнам), а сутки пребывания в стационаре без учёта стоимости лекарств – 300 лари, в то время как пенсия в Грузии около 100 лари в месяц, а средняя зарплата по стране не превышает 600 лари.
Если народу поправлять здоровье не за что, а смерть от голода в планы эскулапов тоже не входит, то государству в пожарном порядке пришлось устроить раздачу гражданам бесплатных страховых полисов, покрывающих расходы на самое необходимое лечение. У тех, кто знакомился с перечнем медицинских услуг, доступных «счастливому» обладателю этого самого полиса невольно возникали ассоциации с нормами продовольственного снабжения в блокадном Ленинграде.
Надо отметить, что коррупцию в грузинской медицине реформы не побороли. Да, врачи стали бояться брать взятки так, как раньше, но появились другие коррупционные схемы. Например, врач направляет больного на обследования и консультации, которые ему не нужны, или выписывает кучу сверхдорогих препаратов, хотя хворь, условно говоря, можно вылечить таблеткой аспирина.
Бывают и такие случаи, когда болезнь намеренно запускают, чтобы потом «содрать» с пациента три шкуры: на всю Грузию известен скандал, когда врачи у больного упорно отказывались признать аппендицит, списывали всё на пищевое отравление до тех пор, пока не начался перитонит. Человека, в конце концов, «откачали», но счёт за лечение заставил его семью влезть в долги.
Распространено и такое явление, как «свой врач»: пациент постарается обратиться либо к своему знакомому доктору, либо к кому посоветуют друзья и знакомые, так как пришедший по чьей-то рекомендации будет защищён от поборов.
Шкура закавказского «тигра»
Есть старый анекдот о том, как политик ради успешной карьеры продал душу нечистому, но при этом попросил показать, что ждёт в геенне огненной. Повёл его лукавый в преисподнюю, открыл одну из дверей, а там – веселье в разгаре: столы ломятся от яств, выпивка льётся рекой, оркестр наяривает бравурные мелодии, красавицы своими ласками ублажают сильных мира сего, в общем, не жизнь – малина. Сделка состоялась, спустя многие годы все ведущие мировые газеты опубликовали портрет государственного деятеля в чёрной рамке, а сам он отправился куда положено. Там бесы подхватили его под белы рученьки да потащили к котлам с кипящей смолой. Наш герой стал упираться:
- Мне не сюда, мне в комнату напротив!
- А напротив у нас агитпункт, - засмеялись в ответ служители ада. - У вас же, политиков, мы и научились их создавать!
Грузия – не первый «агитпункт» западной демократии, возведённый её апологетами у наших границ. Ранее этим целям служили страны Прибалтики: ещё десять лет назад пресса вовсю заливалась соловьиными трелями по поводу успехов «балтийских тигров», порвавших с Россией и «мрачным советским прошлым». Но грянул 2008 год, и всё встало на свои места: выяснилось, что некогда мощные промышленность и рыболовецкий флот уничтожены, а огромные потребительские кредиты превратились в финансовый «пузырь», который не замедлил лопнуть. Больнее всего это ударило по Латвии, банковский сектор которой полностью перешёл под иностранный контроль.
Примерно четверть всех грузин живёт и работает за пределами своей этнической родины, причём, большинство этих людей имеет хорошее образование, они весьма неплохо интегрированы в жизнь стран проживания, а многие даже входят в элиту науки, культуры, бизнеса и спорта. Спросите любого из них о том, желает ли он вернуться в Грузию, и большинство не только ответит отрицательно, но и воспримет подобный вопрос как оскорбление. Выходит, не всё так гладко в республике, чтобы сколько-нибудь серьёзно связывать с ней жизнь.
Закавказье – это если не Восток, то, по крайней мере, его вестибюль. А Восток, как известно, дело тонкое: во-первых, там хорошо умеют показать гостям парадные покои, и сделают всё, чтобы те не увидели жизнь, что называется, «с чёрного хода». На то оно и восточное гостеприимство, изначальный смысл которого кроется не в широте души, а в сугубо утилитарной борьбе с вражескими лазутчиками, чьё внимание проще всего отвлечь, создав им иллюзию земного рая.
Восток крайне консервативен, и сломать менталитет его жителей невозможно даже за несколько десятилетий. В застойные годы в Средней Азии шутили: «Мы пережили Чингисхана, пережили Тамерлана, пережили басмачей – и советскую власть переживём!» Эти слова скоро станут пророческими для Грузии: проводы Саакашвили на политическую пенсию вернут на круги своя если не всё, то многое. Поигрались в Европу – и хватит!
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках