
Михаил Мень, бывший губернатор Ивановской области, назначен министром нового ведомства: министерства строительства и ЖКХ.
Новое ведомство будет курировать соответствующие области жизнедеятельности страны.
Причины создания министерства просты: ЖКХ в России находится в крайне печальном состоянии, строительство тоже. Действуют стандарты 50-летней давности, давно не соответствующие современным нормам. Контроль над строительством очень ослаблен, отрасль имеет высокий индекс коррупционности. Чего стоит только факт ареста Андрея Шишкина, заместителя руководителя Госстроя – структуры-предшественника министерства, произошедший на днях. Шишкин предлагал свои услуги по согласованию строительных проектов за внушительную сумму в 30 млн рублей.
Помимо взяткоемкости строителей, существует проблема инфраструктуры. Исторически Россия располагается в некотором отдалении от зон комфортного климата. Долгая зима обязывает иметь обязательное центральное отопление с высоким КПД, соответствующим образом обогреваемые труды водоснабжения и канализации. Помимо коммуникаций, сложности представляет обслуживание дорог, околодомовой зоны, все из-за того же климата и некоторой безалаберности граждан, за годы социализма (или его имитации) отвыкших видеть вокруг свое, и привыкших воспринимать общие ресурсы вроде подъездов и дворов как ничейное, со всеми вытекающими последствиями в виде вандализма и хулиганства.
Прошедшая недавно реформа ЖКХ, целью которой было найти внешние инвестиции в стремительно разрушающуюся сферу, цели не достигла. Точнее, достигла, но несколько иной, чем ее представляли себе кабинетные теоретики. В частности, заломив огромные цены на тарифы, управляющие компании стали ждать денег от потребителей, а неплательщиков отключать.
Скандал вышел на всероссийский уровень. Причиной странного поведения предпринимателей из сферы ЖКХ стало элементарное отсутствие бизнес-культуры и, опять же, высокая взяткоемкость. Будучи вынужденными «заносить» во всякий кабинет сколь угодно крошечного начальничка, а также желая быстро отбить капиталовложения, ценник взлетел многократно.
То, что сфера ЖКХ по природе своей не обещает прибыльности в 300%, было бы очевидно любому, кто к бизнесу относится как к работе, а не как к еще одному сравнительно честному способу отъема денег у населения. Поэтому пришлось вмешивать президенту и премьеру, показательно, на публику, двигать бровями и раздувать ноздри. Вроде наглецы прислушались и унялись. Однако проблема с ветхой инфраструктурой осталась.
И для решения ее как раз и назначено новое министерство, потому что нельзя же, в самом деле, каждый декабрь показательно раздувать ноздри по телевизору. Хотелось бы проблему решить, желательно на длительный срок.
Приятно и к слову будет вспомнить Дмитрия Медведева, который в приснопамятном 2005 году курировал нацпроект «ЖКХ», и наследством которого сейчас будет заниматься уже его подчиненный, новоназначенный министр и бывший губернатор Михаил Мень.
Кандидатура Меня, правда, тоже несколько странновата. По разного рода политическим рейтингам губернаторов его фигура находилась в зоне риска: стандартная для губернаторского корпуса проблема коммуникаций с местными элитами, попытки насадить своих с параллельным нецелевым, или не вполне целевым, использованием средств. Регион отнюдь не лидировал и по экономическим показателям.
Что же стало причиной такого карьерного роста Меня? Оказывается, ему удалось привлечь сторонние инвестиции в ЖКХ, и отчасти удалось контролировать их тарифы. Что ж, такого опыта, по-видимому, более чем достаточно, чтобы начать заниматься новым этапом бесконечно длящейся реформы ЖКХ, которую, как ремонт, нельзя закончить, можно только прекратить.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках