Есть у клоунов такая редкая специализация – метеорист. Человек, который веселит почтенную публику испусканием газов. Сто лет назад величайшим представителем этой профессии был француз Ле Петоман, а ныне таковым является англичанин Мистер Метан.
Похоже, что лавры этих двух лицедеев не дают покоя украинскому руководству: их бодрые рапорты об успехах диверсификации газовых поставок и скором избавлении страны от неравноправных контрактов со стороны «Газпрома» столь же смешны, как и исполнение оперной арии одной очень популярной части тела. Кстати, проветривать помещение после такой «игры на трубе» тоже надо...
Киев: по рецептам скунса и зориллы
Ни для кого не секрет, что рыночная стоимость газа для Украины с её крайне энергоёмкой экономикой, основу которой составляют предприятия, оснащённые устаревшим оборудованием, является неподъёмной. Недавно глава НАК «Нафтогаз Украины» во время своего общения с прессой заявил, что его сторона считает справедливой среднегодовую цену газа, который закупается в России, в пределах $265 за тысячу кубометров. При этом он отметил, что такая цена не учитывает скидку в $100, действующую согласно Харьковским соглашениям.
Согласно контракту, подписанному «Нафтогазом» и «Газпромом» 19 января 2009 года, цена газа для Украины с учётом вышеупомянутой скидки сегодня составляет примерно $410 за тысячу кубометров. В то же время, среднегодовые цены на спотовых (экономический термин, обозначающий поставки на условиях полной предоплаты) рынках Европы не превышают $300. Поэтому Украина на протяжении ряда лет безуспешно добивается от России снижения цены на газ.
31 октября в Шевченковский районный суд Киева поступил иск о признании недействительными газовых контрактов 2009 года. По мнению истца, эти договорённости заключались под давлением в виде прекращения газоснабжения в момент наступления сложных метеоусловий, с нарушением международных договоров, а их дальнейшее выполнение противоречит интересам украинского государства и общества. Кроме того, предусмотренный контрактом принцип «покупай или плати» не соответствует нормам рынка в демократических странах.
Вроде бы, в высоких кабинетах Киева сидят люди с высшим экономическим образованием, однако почему-то ни до кого из них не доходит, что справедливых или несправедливых цен в мире не бывает, как и то, что «справедливость» - термин из области этики и юриспруденции, но никак не хозяйственной деятельности. Цены бывают только такими, о которых договорились стороны, и это объективный закон экономики.
При крупнооптовых поставках цены всегда договорные, а желающий приобрести товар со скидкой должен сделать не менее выгодное предложение тому, кто продаёт: только в ходе столь непростого диалога участники торга приходят к соглашению, устраивающему обе стороны. Этот принцип действует и в международной торговле, особенно, когда сторонами выступают государства. С тем лишь различием, что более выгодной цены можно добиться не только экономическими методами: например, предприняв те или иные шаги в поддержку тех или иных внешнеполитических интересов своего партнёра на переговорах.
Недавно советник Президента РФ Сергей Глазьев сообщил, что более десяти статей проекта соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС нарушают положения российско-украинского договора о дружбе и сотрудничестве, заключённого в 1997 году. Пока российский газ стоил недорого, а в Москве закрывали глаза на его хищения, украинское руководство считало, что так будет продолжаться вечно. Да и россияне тогда придерживались принципа: «Дешёвые энергоносители в обмен на политическую лояльность». Однако «помаранчевая революция» заставила Кремль вспомнить старую истину «сколько волка ни корми, а он всё равно будет смотреть в лес»: после череды «газовых войн» Киеву дали понять, что оплачивать откровенную русофобию он должен из своего кармана.
Все мы знаем, кто был в Киеве у руля в 2009 году, когда было подписано столь невыгодное для Украины соглашение. Тем не менее, никаких конкретных шагов навстречу России украинское руководство за прошедшие годы не сделало, а непрекращающиеся выходки агрессивных националистов вкупе с намерением во что бы то ни стало заключить пресловутую ассоциацию с ЕС, не дают Москве никаких оснований для снижения цены на газ для южного соседа. В то же время, денег на оплату газовых поставок в украинской казне нет: на сегодня долг перед «Газпромом» составляет около 900 млн долларов, и Россия уже рассматривает вопрос о введении предоплаты.
Тщетные потуги
Ежегодное потребление Украиной природного газа составляет около 60 млрд кубометров. Его доля в энергетическом балансе страны доходит до 45%, а потребности за счёт собственной добычи покрываются не более чем на треть. Фактически единственным источником газового импорта является Россия, поставляющая Украине не только своё топливо, но и реэкспортирующая среднеазиатское.
Попытки Украины наладить собственную добычу к успеху не привели: месторождения Слобожанщины и Прикарпатья разрабатываются давно, поэтому конкурировать с тюменскими и туркестанскими не могут.
На Черноморском шельфе дела обстоят ещё хуже: самый перспективный участок возле острова Змеиный отсудила себе Румыния, и это стало первой крупной расплатой за евроатлантические иллюзии.
Кроме того, морская разработка углеводородов требует и дорогостоящего оборудования, и соответствующей инфраструктуры, которых у Украины нет и не предвидится.
Вокруг месторождений т.н. «сланцевого» газа развернулся самый настоящий делёж шкуры живого медведя ещё задолго до начала геологоразведочных работ, хотя значительная часть экспертного сообщества придерживается скептических взглядов на эту энергетическую «панацею». Замена газа углём и местными видами топлива возможна только в масштабах частной инициативы отдельных предприятий, но никак не всего государства: техническое перевооружение экономики требует колоссальных ассигнований с очень даже нескорой окупаемостью.
Несостоятельной оказалась и идея диверсификации поставок газа на Украину. Все газопроводы идут через Россию, а все проекты обойти её, самым известным из которых был «Набукко», так и остались на бумаге. Некоторую часть альтернативного импорта в будущем сможет дать морской терминал по приёму сжиженного газа в Одессе, однако не даже будем пытаться сравнивать возможности морского и трубопроводного транспорта.
Последним «выстрелом отчаяния» стали заявления украинского премьер-министра о реверсных поставках «голубого топлива» из Западной Европы.
Арифметика сектора газа...
Сегодня на Украине есть целые регионы, полностью снабжаемые российским газом, и изменение логистики поставок потребует неподъёмных издержек для тощего украинского бюджета. Достаточно взглянуть на схему газотранспортной системы Украины, чтобы понять: отказаться от приобретения «голубого топлива» в России в сколько-нибудь обозримой перспективе не представляется возможным.
Основу с газотранспортной системой (ГТС) Украины составляют экспортные логистические коридоры «Западная Сибирь — Западная Европа», «Оренбург — Западная Европа» и «Оренбург — Балканы». До недавнего времени в них из России ежегодно поступало более 180 млрд кубометров газа, из которых 2/3 шло дальше.
Наиболее мощным является западносибирский коридор, способный перекачивать европейским потребителям до 54 млрд кубометров уренгойского и ямбургского газа в год. На украинскую территорию он входит возле города Сумы и заканчивается в Закарпатье. Помимо транзитной функции он выполняет ещё и импортную, обеспечивая потребности Северо-запада Украины.
Однако одного сибирского газа европейцам недостаточно, поэтому в направлении Ужгорода из Оренбурга перекачивается ещё 26 млрд кубометров топлива из месторождений Поволжья, Приуралья и Средней Азии. Кроме того, ещё столько же оренбургского газа уходит на Балканы. На территорию Украины эти потоки входят на севере Луганщины, а разделяются под Харьковом. Балканский коридор также осуществляет снабжение потребителей большей части регионов Юга и Востока страны.
Что же касается собственной добычи газа Украиной, то она полностью интегрирована в сибирский и среднеазиатский газотранспортные коридоры, так как строилась в советское время.
И, наконец, есть ещё один транзитный и импортный коридор «Воронеж — Ростов-на-Дону», о наличии которого украинское правительство предпочитает не упоминать: именно от него снабжаются газом Донецкая и Луганская области.
А теперь поговорим о конкурентах украинской ГТС. Через Белоруссию в Европу ежегодно уходит 35 млрд кубометров российского газа, ещё 16 – в Турцию по «Голубому потоку». Пропускная способность «Северного потока» составляет 55 млрд кубометров в год, это две трети объёма закарпатского газового транзита.
Ещё более мощным окажется «Южный поток», через который, согласно проекту, устремится 63 млрд кубометров газа, что сравнимо с годовым потреблением Украины.
Если взять суммарную мощность газопроводов, проложенных по дну Чёрного и Балтийского морей, то в недалёком будущем она превзойдёт транзитную способность украинской ГТС, судьба которой – оказаться отправленной в утиль.
К концу текущего года за счёт «реверса» Украина получит чуть более 2 млрд кубометров, а в перспективе эти объёмы могут быть увеличены пятикратно. Максимально возможные объёмы реверсного газоснабжения оцениваются экспертами в пределах 22 млрд кубометров в год. При этом цены от российских не отличаются. А теперь сравните с уже приводившимися цифрами и подумайте, почему затихли фанфары и литавры по поводу начала реверсных поставок газа из Польши и Венгрии, и растаяли сладкие мечты по поводу прокачки Словакии и Румынии.
...и загадки политической географии
ГТС Украины имеет два выхода на Запад: один находится под Измаилом, второй в Закарпатье. Обратим внимание на то, где принимается «реверсный» газ из Польши и Венгрии: этим местом никак не может быть Одесская область.
Из чего нужно сделать весьма интересные выводы.
Вспомним, как расположены газотранспортные коридоры: «Сибирь — Европа» идёт по линии Сумы — Черкассы — Винница — Ивано-Франковск — Ужгород, «Оренбург — Балканы» – через Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Николаев и Одессу, «Воронеж — Ростов» полностью пролегает по востоку Луганской области через её промышленные районы.
Ничего вам не напоминают эти линии? Тогда вспомним ноябрь и декабрь 2004 года: «водораздел» между «синей» и «оранжевой» частями Украины прошёл аккурат посередине между балканским и западноевропейским газовыми коридорами. Это говорит, что каждая из территорий-антагонистов имела своё «автономное» газоснабжение! А ещё о том, что «реверсный» газ, о котором так много говорит официальный Киев, Югу и Востоку страны, и уж тем более – Донбассу, не предназначен.
Нельзя забывать и то, что бандеровские неонацисты слишком часто проводят свои громкие акции по соседству с важнейшими объектами украинской ГТС. Кстати, арест популярного пророссийского политика Игоря Маркова и всё связанное с ним имело место в Одесской области, там, где идёт «нитка» на Балканы.
Конечно, всё это можно объяснить неким совпадением, но, не зря же говорят, что если случайность может иметь политические последствия, то к ней надо присмотреться.
Желающие «сыграть на трубе», причём в ближайшее время, пока та не потеряла свою ценность, вполне могут найтись. И вони будет предостаточно.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках