Международная неправительственная организация «Зелёный крест» провозглашает благие цели своей работы. Однако польза для России от её деятельности измеряется отрицательной величиной.
В далёком 1990 году во время обращения к Глобальному форуму по окружающей среде и развитию, в Москве, президент СССР Михаил Горбачёв вынес на обсуждение идею о том, чтобы создать организацию наподобие Международного Красного Креста. Только эта новая организация будет заниматься экологическими проблемами, а не медицинскими. Создание такой организации ускорит решение тех экологических проблем, которые выходят за рамки национальных границ. Спустя три года, оставшись не у дел, после конференции Earth Summit в Рио-де-Жанейро экс-глава уже не существовавшего к тому времени государства основал Международный Зелёный Крест (МЗК) и до сих пор в нём занимает почётную должность президента-учредителя.
Учёные говорят: «Глобальная проблема есть не что иное, как плохо сформулированная задача». Деятельность МЗК – наглядное тому подтверждение.
Первое декларируемое им направление заключается в предотвращении и разрешении конфликтов, возникающих в результате ухудшения экологической обстановки. Хотелось бы вспомнить конфликты, причиной которых стало экологическое неблагополучие, где вмешался бы МЗК и предотвратил их. Не припоминается.
Зато конфликтов, где МЗК не вмешался – более чем достаточно. Взять ту же Украину, где ломаются копья вокруг сланцевого газа: вот где Зелёному кресту развернуться. Или в Воронежской области, где имели место столкновения из-за попыток разработки никелевого месторождения: такой авторитетной организации мирового масштаба грех не оказаться арбитром в споре.
Нет, реальные проблемы МЗК не интересны. Даже самые громкие недавние техногенные катастрофы, вроде аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе или на АЭС «Фукусима» проходят мимо его внимания.
Второе направление – оказание помощи людям, пострадавшим от экологических последствий военных действий и конфликтов. Простите за грубость, но МЗК здесь – пятое колесо в телеге. Вышеназванная категория лиц согласно международному гуманитарному праву полностью находится в ведении Красного Креста. Кроме того, дискриминация пострадавших в зависимости от экологической обстановки приведёт только к новым конфликтам.
Третье направление говорит само за себя. Это – выработка юридических и этических норм, которые в дальнейшем станут основой и мотивацией для действий государства, бизнеса и общества в целях создания экологически безопасного мира.
Если сбросить шелуху красивых фраз, то суть окажется самая неприглядная: создание видимости бурной деятельности. Говорильня, одним словом. Можно сочинять любые прожекты, ибо бумага всё стерпит: если нет влияния на власть, то и пользы от сочинительства – ноль без палочки.
Теперь посмотрим, чем занимается Российский зелёный крест (РЗК). Основная его программа – «Наследие», ставящее целью безопасное уничтожение накопленных в России запасов химического оружия, а также ликвидация ущерба окружающей среде и населению, нанесённого в ходе гонки вооружений.
То есть, ещё одна структура по мониторингу, не более.
Стоит помнить, что ликвидация химических арсеналов ведётся на оборонных предприятиях. Не слишком ли много развелось наблюдателей на этом участке фронта?
Вторая программа – «Соцмед». Её цель – оказание помощи людям, проживающим в загрязнённых районах. Фактически всё её внимание привлечено к Восточно-уральскому радиационному следу, образовавшемуся в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году. То есть, к тому, что, так или иначе, касается отечественной оборонной промышленности.
Ключевым направлением своей деятельности РЗК и МЗК считают программу «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», этому же служит и программа «Молодёжь за природу».
Сам термин «устойчивое развитие» придуман американцами и, прежде всего, предусматривает доминирование США в мире с сохранением нынешнего уровня потребления. Вопросы есть?
Ещё одна программа РЗК посвящена экологическому земледелию. Упрощённо говоря – очередные звенящие кедры анастасиевщины с её экопоселениями. Хотя опыт таких хозяйственных структур доказывает их полнейшую экономическую несостоятельность: для большинства экопоселенцев это – не более чем игрушка, а основные средства они зарабатывают компьютерными технологиями, дизайнерскими работами, а также прочими вещами, тесно интегрированными в систему мирового глобализма.
Умиление вызывают программы «Умная энергия» и «Чистая вода».
Начнём с последней. Однажды довелось услышать мудрую мысль: «Не надо бороться за чистоту – надо подметать!». Так и тут: чистота воды обеспечивается модернизацией канализации и возведением устройств, обезвреживающих бытовые и промышленные стоки. Поэтому здесь нужны не красивые слова, а реальные капиталовложения. С этим у РЗК дела обстоят, мягко говоря, весьма неважно.
«Умная энергия» посвящена развитию альтернативной энергетики на основе возобновляемых источников энергии: благодаря этому в течение ближайших 5-7 лет планируется довести долю возобновляемой энергетики до 25% в национальном энергобалансе России, а к 2050 году альтернативные источники должны покрывать до половины потребностей человечества в энергии.
РЗК заливается соловьём по поводу потенциала альтернативных источников энергии в России: количество солнечной энергии, приходящейся на территорию эквивалентно 2,3 млрд. тонн условного топлива, а ветровой энергии - 10 млрд. тонн условного топлива, в то время, как сегодня производство первичных топливно-энергетических ресурсов, включающее внутреннее потребление и экспортные поставки по официальным данным составляет более чем 1,6 млрд. тонн условного топлива. Кроме того, естественным образом солнечная энергия аккумулируется в различных видах биомассы, во много раз перекрывающей потребности населения и экономики. Ещё более значителен валовой потенциал геотермальной энергии в верхнем слое коры глубиной до 3 км, и использование только около 0,2 % этого количества могло бы полностью обеспечить нас энергией.
Громкие речи об «альтернативной энергетике» лично у автора этих строк вызывают те же ассоциации, что и устойчивое словосочетание «альтернативная одарённость».
Постройка ветровых и солнечных электростанций стоит больших денег, а сами установки имеют крайне низкий КПД и сильно зависят от погоды. То есть, они работают, когда нет потребности в энергии, и простаивают, когда таковая имеется. Рапсовое масло в качестве дизельного топлива обходится дороже нефти. Геотермальная энергия доступна в основном в горных районах, где нет дорог и высокая сейсмоопасность.
Да и сами альтернативные технологии в энергетике не являются настолько экологически чистыми, как об этом принято говорить. Генно-модифицированный рапс сильно истощает землю, а когда на следующий год на этом поле сажают другую культуру, то избавиться от рапса, выросшего из упавших в землю семян, сложнее, чем от такого сорняка, как борщевик: он сам расправляется с вредителями и конкурентами.
Ветровые электростанции создают вибрации и магнитные поля, в результате из их окрестностей исчезает большинство животных и птиц, там начинают активно размножаться вредные насекомые, и владельцам сельхозугодий приходится значительно больше тратиться на пестициды.
А производство аккумуляторов и солнечных батарей наносит огромный ущерб окружающей среде.
Кому интересны более детальные выкладки о несостоятельности «зелёных» технологий, могут ознакомиться с ними здесь и здесь.
Стоит обратить внимание, что в руководстве РЗК большой удельный вес имеют члены Российской академии естественных наук. Эта общественная организация не имеет отношения к Российской академии наук, а также к мировому академическому сообществу, и критикуется очень многими за то, что некоторые её члены – лица, далёкие от науки, не имеющие должного образования и признанных научных работ, а также за раздачу членства в своей академии без должной проверки знаний у кандидатов. В сферу её «научных» интересов часто входит проблематика, признанная несостоятельной в академической науке, а зачастую – лженаучная, как, например, торсионные поля.
Несколько лет назад медалью РАЕН «За выдающиеся научные достижения в области ноосферных технологий» был награждён скандально известный шарлатан Николай Левашов, прославившийся не только оккультными практиками, но и тем, что его книга «Россия в кривых зеркалах», проповедовавшая межнациональную рознь была занесена в Федеральный список экстремистских материалов.
И в завершение разговора стоит остановиться на главных авторитетах Зелёного креста.
Прежде всего – это его основатель Михаил Горбачёв. Для большинства из нас он является главным виновником уничтожения СССР, в результате чего мы потеряли великую державу, а многие миллионы людей оказались эмигрантами вопреки своей воле.
Вторая культовая фигура – ныне покойный академик Никита Моисеев, автор концепции «ядерной зимы». Сегодня его выкладки о катастрофических изменениях климата после ядерной войны признаны ошибочными, однако в эпоху Перестройки они нанесли непоправимый вред обороноспособности СССР.
Вывод из всего сказанного один: на Зелёном кресте российское общество должно поставить крест. Большой и жирный.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках