Как только на Украине накаляются политические страсти, и страна, в который раз, становится перед судьбоносным выбором, многие сразу вспоминают о культовой книге Глеба Боброва «Эпоха мертворожденных». Это роман-предупреждение, антиутопия, с невероятной достоверностью живописующая ужас и мрак гипотетической гражданской войны. Автор книги в эксклюзивном интервью «Сегодня.ру» говорит о степени достоверности своего прогноза…
- Роман «Эпоха мертворожденных» приобрел широкий резонанс. Насколько, на Ваш взгляд, эта книга пророческая?
- C осени 2007 г. (момента выхода) роман выдержал 5 переизданий, в интернет-библиотеках его текст просмотрен более миллиона раз, о нем десятки раз писали СМИ обеих стран, однако он так и не стал признанным. Над «Эпохой мертворожденных» довлеет некое табу – никто и никогда из представителей истеблишмента Украины или России ни сказал о книге ни слова.
Что же касается пророчеств, то роман лишь иллюстрирует, что будет, «если начнется», однако он не дает прогнозов и не моделирует сценария «пускового механизма». Это просто предупреждение, прививка от безумия.
- Поможет ли такая прививка?
- Давайте посмотрим на примеры. Возьмем Ливию или Сирию. Вот жили себе, не тужили, две достаточно развитые и весьма преуспевающие по местным меркам североафриканская и ближневосточная страны. А потом им ненавязчиво помогли заварить кровавую кашу. Теперь там хаос, война всех против всех и прочие прелести системной резни, помноженной на традиционное зверство любого братоубийственного конфликта. А ведь как все красиво и позитивно начиналось – люди просто хотели чуть больше свобод и либерализма.
Представляли они то, как оно будет «после»? Вышли бы на улицы, зная содержание и подробности следующих серий этого остросюжетного блокбастера? Думаю, нет.
Уверен, ни у Ливии, ни у Сирии не было такой книги. А у нашей страны уже есть. Соответственно, есть повод и подумать, а надо ли оно нам – такое забористое кино?
- Насколько Евромайдан может стать тем самым спусковым крючком развязывания гражданского конфликта?
- Для начала надо понять конфигурацию внутренних и внешних сил воздействия, формирующих, упрощенно говоря, этот самый Евромайдан. Возьмем внутренний мировоззренческий расклад и оценим различные пласты восприятия вопроса. Первый – самый примитивный, бытовой уровень восприятия – оценивает проблему не головой, а желудком: «Хотим в Европу, шоб було». Второй, оценочный, тоже с аргументами особо не заморачивается, ибо 1000-страничный договор об Ассоциации с ЕС досконально изучил (якобы!) лишь узкий круг специалистов, а остальные интерпретируют озвученные экспертами положения и доводы только как иллюстрации своего «внутреннего выбора». А это уже третий пласт восприятия – самый протяженный и личностный – условно говоря, духовного выбора «Восток-Запад». Именно здесь гремит битва и льется виртуальная кровь борцов «Прогресса» с адептами «Духовного Родства».
- Это варианты внутренней мотивации людей, разделенных по принципу «ЕС-ТС». А какова мотивация самой Украины, как некого коллективного бессознательного?
- Если копнуть глубже, абстрагироваться и попытаться узреть экзистенциальное ядро дилеммы обретения геополитического вектора нашей страны, то мы увидим достаточно простые ответы на якобы сложные вопросы.
Первое. Россия – четко и однозначно европейское государство. Украинские земли и проживающие на ее территориях люди, как минимум с XVI века, также европейцы. Мы все – часть Европы. Развиваемся в европейском тренде, по европейской повестке дня и несем однозначный европейский цивилизационный код.
Второе. Сакраментальный вопрос о едином экономическом пространстве, а, точнее: «Куда заносить «доляху»/Брать кредиты (нужное подчеркнуть) – в Орду или Канцлерцу?!» – для любых окраинных земель во все времена решался не духовно, а ситуационно, то есть, предельно прагматично: «Куда выгодней – туда и заносим».
В нынешней эпохе уже без малого четверть столетия Украина лавирует между Сциллой и Харибдой традиционных центров силы, и я не вижу пока веских оснований на то, чтобы она перестала делать эти вальсирующие телодвижения в будущем. Нет ничего более постоянного, чем временное.
- А как же воздействие внешних центров сил? Ведь это именно они, как известно, взорвали Ливию и Сирию.
- Разумеется, воздействие извне нельзя скидывать со счетов. Тем паче, все мы видели, насколько системным и эффективным оно может быть. Причем видели не только по телевизору, но и прочувствовали на собственной шкуре в дни оранжевой революции 2004-го. Однако все эти высокоэффективные технологии все равно опираются на некие идеологические базисы на местах. Если эти базисы слабы или разрушены, то такое воздействие может быть весьма ослаблено, а его эффект значительно нивелирован.
- Вы говорите о западных технологиях. А Россия, ее роль в украинских политических процессах?
- Если сравнивать эффективность технологий Запада и России, то сравнения будут, увы, не в пользу россиян. Может, ситуативно, в тактическом и оперативном плане России где-то удается решать свои текущие геополитические задачи, но стратегически она вчистую проигрывает Западу. Это надо просто признать. Проигрывает именно из-за того, что Запад работает с Украиной системно, технологично и без каких либо перерывов.
Перечислю лишь главные политические составляющие. В Украине сформирован ряд откровенно прозападных политических партий и выращена целая плеяда «правильно» ориентированных политиков первого эшелона. Если же взять все пророссийские партии, то они с трудом наберут совокупно пару жалких процентов электоральной поддержки. Также нет заметных пророссийских политиков. Вообще нет. Сам курс на евроинтеграцию принят как генеральный на всех этажах украинской власти, и он никем не оспаривается в принципе.
- Как тогда понимать возникшую неопределенность, наглядно демонстрируемую украинским руководством?
- Все колебания, которые демонстрирует украинский истеблишмент, являются технической паузой, которая, в свою очередь, есть всего лишь элемент большого торга. «Кто больше даст?» – тот самый прагматичный, ситуационный выбор – и ничего более.
Идет классическая игра на гражданское разобщение. Универсального принципа «Разделяй и властвуй» никто не отменял. Подавляющее большинство пророссийских «движений» как раз специально финансируется внутри страны именно для маргинализации и канализирования пророссийских настроений.
Запад, тем временем, на протяжении без малого четверти века ежегодно выделяет тысячи грантов на поддержку «независимых» украинских СМИ. Организован бесконечный конвейер «гостевых программ» по «обучению» и «тренингам» украинских журналистов и общественных деятелей в Европе и Америке. Действуют сотни и сотни волонтерских и образовательных программ для украинской молодежи, желающей учиться, работать и осваивать западную культуру и образ жизни. На Украину потоком везут спектакли, выставки, фильмы, книги, показы и т.д. По культурному обмену деятели культуры и искусств из Запада едут к нам, а наши – к ним. И все это, повторюсь, системно, каждый день, из года в год, больше 20 лет.
В результате выросло целое поколение, не мыслящее себя вне европейского выбора и видящее в России исключительно деспота, держащего Украину в оковах и не пускающего ее домой – в Европу.
- Но огромная часть простых людей все равно ориентировано на духовную общность с Россией?
- Ориентированы те, кто вырос в СССР, т.е. старшее поколение центра и юго-востока страны. Плюс те, кто связан с Россией кровными узами, а также часть независимо мыслящего населения. Однако система работает против нас. Большинство молодежи, повторюсь, четко ориентирована на Запад, и перевес с каждым годом увеличивается. Россия системно проигрывает – это надо просто осознать, а не тешить себя иллюзиями.
- Какие, на Ваш взгляд, проблемы русского движения Украины сегодня являются наиболее острыми? Что нужно предпринять для их решения?
- Думаю, россиянам для начала надо с собственной страной разобраться. Вы себя точно так же «сливаете», как «слили» без малого 20 миллионов русских, оставшихся в Украине без какой-либо гуманитарной и культурной поддержки и защиты своей духовной и национальной Родины. Пример. Свыше 83% страны говорит и думает по-русски (статистика Госдепа США, между прочим). При этом язык не имеет статуса второго государственного. Что сделала Россия в этом краеугольном для нас – русских Украины – вопросе? Ответ: ничего.
Еще один пример – из российской действительности. Есть на постсоветском пространстве такой уникальный ресурс, как сайт Современной Военной Литературы okopka.ru. Это авторы, в основном, с личным опытом участия в локальных конфликтах – более 150-ти человек из России, Украины, стран СНГ и дальнего зарубежья. 34 автора - члены Союза писателей России и Союза российских писателей. Свыше 70 имеют изданные книги, 84 автора – лауреаты и дипломанты 56-ти различных литературных, песенных и журналистских конкурсов всероссийского и международного уровня. Ничего подобного в России и на постсоветском пространстве не существует.
опрос: какую поддержку получил этот ресурс от России? Ответ: никогда и никакой поддержки – для РФ такого уникального ресурса не существует.
Миллионы государственных денег вложены в антироссийские фильмы бесчисленных михалковых и бондарчуков – всем этим утомленным штрафбатами и девятыми рвотами – всегда пожалуйста, а собственным писателям-ветеранам – ни слова в газете, ни секунды на ТВ.
Вот такие грустные российские реалии. Где уж какой-то Украиной заниматься…
- Как можно противостоять этому евроатлантическому давлению?
- Нужно осознание нынешнего системного проигрыша и видение перспективы. И нужна государственная воля, наконец…
Беседовал Александр Дмитриевский
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках