С идеей создания «золотой сотни» - списка произведений для обязательного внеклассного чтения в школе выступил В. В. Путин во время своей предвыборной кампании. Он предложил сформировать список из 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник, чтобы считаться образованным человеком. Речь шла о гармоничном развитии поликультурной общности, которая, прежде всего, опирается на российскую культуру и историю, на тип идентичности. Это означает, что должны сохраняться традиции национальной русской культуры литературы. Однако в школах русская литература всё больше уступает место зарубежной: так их соотношение в 6 – 7 классах школы примерно поровну, а в восьмых классах: 7 российских к 23 произведениям зарубежной литературы. Как это соотносится с российской идентичностью? А вот теперь новая напасть – в школу пришёл дополнительный список литературы, изучив который можно считаться образованным человеком. Как его увязать с обязательной программой и списком для внеклассного чтения, утверждёнными Минобрнауки?
Чиновники от образования бросились исполнять приказ. Однако забыли соразмерить: будет ли новый список произведений соответствовать закону об образовании? Или соответствовать теперь не обязательно? Интернет-голосование организовал Санкт-Петербургский государственный университет. В регионах страны прошли опросы, на основе которых был сформирован список из 200 книг. Итоги голосования проанализировала экспертная рабочая группа, куда вошли представители Российской академии наук, Российской академии образования, Минкультуры, Минрегиона России, представители СМИ, общественных и религиозных организаций. Обработав результаты опроса, эксперты создали общероссийский список, в который вошло 100 книг для обязательного внеклассного чтения. Тройку лидирующих произведений возглавил роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». На втором месте повесть «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Третье место по количеству голосов занял роман В. Каверина «Два капитана». В двадцатку рекомендуемых к прочтению книг Льва Толстого «Анна Каренина», повесть А. Гайдара «Чук и Гек», роман «Белая гвардия» М. Булгакова, произведения братьев Стругацких, К. Булычева, стихотворения В. Высоцкого, роман Ф. М. Достоевского «Идиот», повесть Н. В. Гоголя «Вий.
Итоги интернет-голосования подведены, и Минобрнауки России опубликовал свой список из 100 книг, который был принят к обязательному исполнению. В основном, это произведения, которые смогут осмыслить только старшеклассники. И тут началась полная неразбериха: как исполнять? Куда исчезли русские классики Гоголь, Бунин, А. Толстой? В каком классе средней школы изучать? Когда изучать, если дополнительных учебных часов не предусмотрено? Взмолились педагоги, просят пощадить, ведь в старших классах на двух уроках литературы в неделю они едва успевают выполняют обязательную программу: всю литературу ХХ века. Когда же изучать дополнительную? Разве «скоком – боком» привьёшь школьникам любовь к чтению? Есть большой риск получить обратный эффект. Озабоченность педагогов вызывает и слияние предметов «Русский язык» и «Литература» и появление нового предмета «Словесность». Над чем работать, над ошибками или над литературными образами?
Схватились за голову Депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ. Но претензии предъявлять оказалось некому: Минобрнауки России открещивается, не писали, мол, никого списка, а составляли всем миром. Возмутились журналисты, писатели: «золотая сотня» вовсе не золотая: в списке отсутствует Александр Куприн, Николай Лесков, И. С. Тургенев, а ведь это классики русской литературы Х1Х века, носители чистого литературного языка. Современные авторы В. Распутин представлен одним произведением, а А. И. Солженицын двумя. Включены В. Пелевин, пропагандирующий наркотики и нецензурную брань, вместо А. П. Чехова, Л. Улицкая с пропагандой секса и эмиграции из России, вместо И. А. Тургенева. Вызвал бурю негодования В. Маканин, озабоченный пылкой страстью, странным образом вспыхнувшей у русского офицера к пленному чеченскому мальчику. В довершение ко всему захватывающий рассказ любителя натурализма А. Эппеля, автора «Кастрировать кастрюльца», в данном случае: его подробные наблюдения за случкой кроликов. И это лучшие шедевры современной русской литературы? Неужели надо ещё добавить мусора в и так замусоренные головы наших детей?
Глава комиссии Общественной палаты по культуре Павел Пожигайло заявил, что «произведения Улицкой и Пелевина создают ощущение ненависти к стране, в которой они живут. Такое впечатление, что это просто бред наркомана в угаре. И какое отношение они имеют к школьному образованию – совершенно никакого. Улицкая и Пелевин - это неотъемлемый атрибут того образа жизни, против которого мы все боремся: наркотики, аборты, бери от жизни всё. Всё эта пропаганда разврата, фактически деградация нашей молодёжи. Менять Лескова и Куприна на Пелевина и Улицкую – это кощунство».
Понятно, что авторы списка, включая скандально известных авторов, заигрывают с молодёжью в угоду их возрастным интересам. В то время, как в школе следует изучать произведения авторов, которые требуют разъяснения, толкования, глубокого осмысления, наталкивают на размышления о месте человека в обществе. Школа должна прививать детям культуру, расширять кругозор, формировать высокие нравственные качества: честь, достоинство личности, любовь к своему Отечеству. А про наркотики и нецензурную брань они и сами узнают вне школы.
А почему бы детям не почитать повесть А. Н. Толстого «Детство Никиты», автор её посвятил своему сыну Никите. Какой понятный детям, чистый русский язык! И сразу рождается образ любимого в семье благовоспитанного ребёнка и, потому, спокойного, уравновешенного, любящего всё вокруг, отрытого миру, любознательного и жизнерадостного. Эта повесть рождает в душе юного читателя самые светлые мысли о жизни. Такая литература прививает любовь к своей семье, к стране. Именно эти цели должна преследовать школа.
Возникает вопрос, по какому принципу отбирались произведения для обязательного внеклассного чтения? По всей видимости, ни по-какому. В интернет-голосовании принимали участвовали все, кто хотел. Участники голосования вряд ли были знакомы с возрастными психологическими особенностями школьников. Не были учтены и требования законодательства в области образования. Образовательный стандарт определяет уровень государственных гарантий прав граждан на образование. Стандарт по литературе обязан защищать права учеников, являющихся законными наследниками русской культуры, на глубокое и основательное изучение в школе этого предмета.
Читать, конечно, надо, и много. Но из-за нехватки времени учителя литературы, зачастую, идут по упрощённому пути, пересказывая содержание произведения. Но даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного слова. «Без чтения нет настоящего образования, - говорил своему сыну А.И. Герцен, - нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания». Конечно, неторопливое вдумчивое чтение, без принуждения, с дополнениями и объяснениями педагога приносит больше пользы, чем поверхностный обзор произведений.
Помимо скандальной современности в списке есть и другая крайность: многочисленные эпосы народов России. Знание которых, быть может, и нужны в отдельных регионах, но вовсе не для всех. К примеру: Гиляровский «Москва и москвичи» интересен москвичам, но вряд ли школьникам Коми. Или, стихи Р. Гамзатова «Мой Дагестан» должны быть обязательными в школах Дагестана. В таком же положенииМуссаДжалиль, Думбадзе, кабардинские и балкарские сказания о богатырях-нартах», Ш. Руставели, эпосы, былины, летописи Алпамыш, Джан Гар, Калевала, Кер-оглы, Манас, Олонхо и т. д. Где – то в глубине души закрадывается вопрос: для чего включено столько произведений малых народов России и бывшего СССР? А для того, чтобы соблюсти политкорректность. Ведь Россия даёт приют всем желающим. В русских школах в последние годы стало много иностранных детей, а также детей многочисленных народов России. Чтобы никого не обидеть, не ущемить их национальные интересы, создаётся абстрактное представление о литературе. И всё же, правильнее было бы познакомить этих детей с русской культурой, с русским языком, русской литературой, чтобы им легче было адаптировались в российском обществе.
Вот так целенаправленно формируются усреднённые дети мира, вытравливается патриотизм. Постепенно убирается всё, что напоминает школьнику, что он русский, ведь вокруг него так много нерусских! А. С. Пушкин, «над вымыслом слезами обливаясь», сопереживает своим героям, затрагивает тонкие струны души читателя. Ничего этого теперь не требуется: ни тонкости души, ни духовности, которой богата русская культура. А ведь невозможно воспитать человека без понимания чувства Родины. Может быть, всё–таки следует научить детей чтить и помнить свои глубокие исторические и культурные корни?
В США существует подобный обязательный список литературы, но не для детей, а для взрослых, чтобы каждый госслужащий представлял себе страну, в которой он живет, её историю, культуру. В этом есть рациональное зерно, ведь США – страна эмигрантов. И со школьными программами там всё в порядке: американская школа национально неоднородна, но дети воспитываются как единая американская нация, самая сильная в мире, самая безупречная, прививается чувство гордости за принадлежность к нации. Но наш список литературы написан не для чиновников, а для детей.
Школа призвана побудить школьников к осмыслению человеческих ценностей того общества, в котором они живут, научить обсуждать проблемы, давать посыл к размышлению о том, как они сами будут строить своюжизнь. Именно для этого в школьной программе и существует предмет «Литература». Название предмета не отражает его суть. Литера – это буква. Но литература – это не набор букв это слово. (В начале было СЛОВО). Литература, это мысли и чувства людей, живших до нас, и которые не потеряли актуальность и по сей день. Даже спустя столетия, они находят отклик в душах наших современников. Почему? Потому что остаются вечными общечеловеческие ценности: любовь, дружба, долг, честь, достоинство, верность, красота, семейные традиции - всё это волнует людей во все времена. Опыт предшествующих поколений тем и ценен, что есть возможность осмыслить, сравнить, и сделать собственное суждение. Именно принцип преемственности поколений должен лечь в основу познания русской литературы.
Помимо списка литературы и слияния двух разных предметов русского языка и литературы, педагоги настаивают на реорганизации Единого государственного экзамена с целью выведения из ЕГЭ предмета литературы, где знания оцениваются баллами. Тестирование по истории России, по литературе убивают нравственную сторону образования. Учителя считают необходимым поддержать не бальную оценку знаний, а творческие сочинения. А также, вернуться к обязательному выпускному экзамену по литературе. И в прошлом учебном году, после долгого перерыва, выпускники вновь писали сочинения. Но, вот удивительно, сочинения один к одному походили друг на друга. Педагогам теперь предстоит кропотливо прививать детям потерянный навык – научиться письменно излагать свои мысли, тогда пропадёт желание списывать чужие мысли.
Перекосы в осмыслении уникальности русской классической литературы коснулись не только школы, но и театральной сцены. Вызывает сожаление не только упрощённая, но и искаженная современная постановка оперы «Евгений Онегин» в Большом театре. Оказывается, сегодня стало возможным уродовать русскую классику: так, например, мамаша сестёр Лариных напилась и повалилась на стол, не подавая признаков жизни; сёстры Ларины Татьяна и Ольга, в подпитии, разодрались и таскали друг друга за волосы; Онегин с Ленским тоже дрались и катались по сцене. Какое убогое представление мы создаём о себе и о творчестве А. С. Пушкина в глазах зарубежного зрителя! Или новая экранизация «Анны Карениной», снятая в США. В фильме, недавно привезённом российскому зрителю, американская Анна, злобно визжащая и брызгающая слюной, постоянно терроризирует мужа, закатывает бесконечные истерики любовнику и полфильма занимается с ним сексом. Главная исполнительница роли Анны К. Найтли заявила, что она так и не поняла, почему Анна бросилась под поезд? Муж есть, любовник есть, что ещё ей надо? - удивлялась актриса. Когда–то весь мир восторгался корректной постановкой советского фильма, в котором любовь показана по–толстовски достойно. Бедный Лев Николаевич! Его всегда волновали глубокие человеческие переживания, но, увидев новую Анну, писатель возненавидел бы свою любимую героиню!
К всеобщей радости, под давлением общественности, Общественной палаты, педагогических коллективов, литераторов, Минобразование, наконец, взяло на себя ответственность и подкорректировало список дополнительной литературы. Тогда, для чего «много шума из ничего»? Зачем всю страну переполошили? Убраны Эппель, Маканин, но остался Пелевин. Вместо Улицкой появилась Т. Толстая?! Литература на этот раз подобрана более удобоваримая, но и данный список требует доработки, поскольку в обсуждении должны принять участие не только литераторы, но и детские врачи, школьные психологи. А также, следует поставить вопрос: что даёт каждое из предложенных произведений уму и сердцу ребёнка? Чем наполнится душа ребёнка? Повышается ли его нравственный и образовательный уровень?
А на школу надвигается ещё одна «золотая сотня», на этот раз художественных фильмов. Список, предложенный Союзом кинематографистов, экспертами из гуманитарных НИИ: НИИ Киноискусства, С-Петербургского Государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, института истории искусств, и утверждён Минобрнауки России. При своей большой загруженности школьники теперь обязаны будут оставаться после уроков для обязательного просмотра фильма. А как работать с этими фильмами: включить кнопку и выключить? Или всё–таки обсуждать? Примут ли участие режиссёры, актёры, сценаристы? Или всё ляжет на плечи неподготовленной на этот счёт учительницы? Зачем обязательны к просмотру фильмы, которые часто крутятся по телевизору? Их дети знают наизусть. Есть фильмы хорошие, познавательные, но где кино о взаимоотношении человека и природы, людей и животных, например: «Дерсу Узала»? Или «Белый Бим чёрное ухо», - он один заменит сотни фильмов и уроков нравственного воспитания. Конечно, куда же нашим детям без «парнухи»? - К просмотру обязательна «Маленькая Вера». Немало фильмов предложено тяжёлых даже для взрослых: драматичных, депрессивных, требующих серьезной душевной работы и духовной зрелости, которой дети ещё не накопили. Замечательные фильмы для взрослых из жизни заключённых могут быть приняты равнодушно, например «Калина красная», ведь у детей нет тюремного прошлого, им не понять щемящую грусть по поводу возвращения на свободу. Интересно, насколько повышают образовательный уровень ребёнка фильмы Н. Михалкова «Утомлённые солнцем» и А. Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж»?
Нужно воспитывать в ребёнке доброту, сострадательность и душевность, и не только: необходим ум и юмор. А для этого неплохо бы включить мультфильмы и игровые сказки. Нужно показывать и исторические фильмы в сопровождении квалифицированного комментария. Режиссёр В. Абдрашитов считает, что всё это опять «пахнет кампанейщиной, а должна быть серьезная забота одетях». И опять не учтены возрастные психологические особенности школьников, которые являются законными наследниками русской национальной культуры. Вот такое «золотое» недетское кино пришло в наши школы.
В разгаре новый учебный год. Ощущение, что над школой нависли грозовые тучи. Она замерла перед надвигающейся бурей. Раскат грома, молния, и с прохудившегося неба вместе с ливнем падают бюрократические отчёты, новые стандарты, программы, дополнительные списки и «Золотые сотни».
Мы часто задаём себе вопрос, что такое ученик, сосуд или факел? И отвечаем: конечно, факел. Семья и школа должны зажечь неугасимый факел, пробудить души, сердца детей к познанию, к творчеству, к полёту мысли. Но если сосуд пуст, то и зажигать нечего. Будущее России завис от того, чем мы наполним этот хрупкий сосуд.
Ящик Пандоры открыт, и по всей стране, подражая западу, стремительно понеслись «золотые сотни» - долларовых миллиардеров России, сотня толстосумов каждого региона, сотня самых деловых предпринимателей. В «Православный набат» бьёт ещё одна возродившаяся «сотня» - «чёрная», - известная в царской России своей террористической деятельностью, она борется за возрождение самодержавной монархии и физическое устранение представителей неугодных наций.
Когда–то Пётр I мечтал: была бы только Россия Великая! Ему с гордостью вторил соратник Прокопович: «Вся Европа смотрит на Россию и любуется». Теперь уже не любуется. Год от года государствообразующая нация, будто парализованная, теряет одну позицию за другой. Россия утрачивает свою самобытность. Если так пойдёт дело, то дети скоро забудут свои корни, традиции, национальную культуру. И даже не будут знать, что надо гордиться своей Родиной. И «золотые сотни» к этому приложили руку.
Думается, прежде, чем идти на непродуманные преобразования, нашим реформаторам надо было чётко определиться с идеей: какую цель ставит российское общество в области образования и воспитания школьника? Какова логика преподавания литературы в школе? Какого читателя мы хотим сформировать? В данном случае, была поставлена задача – выпустить из школы образованного человека (в области литературы). А что это означает? Это человек просвещённый, культурный, знающий лучшие образцы мировой литературы, что, безусловно, неплохо и что давно делается в наших школах, или историю и культуру своей страны. Думается, что второе отвечает целям школьного образования. Воспроизводство национальной культуры – вот обязанность системы образования. Тогда, может, и не надо было «городить огород»: стандарты (программы) давно уже отвечают современным требованиям образования, их нужно только подработать.
А ведь когда–то у России учились широте образования, фундаментальности и гуманитарности. Россия веками создавала свою систему образования с учётом логики преподавания. В русских школах детям открывали красоту и богатство русского языка. Теперь, благодаря непродуманным и бесконечным реформам, в системе образования господствует «поруха». Всё это незамедлительно ударило по образованию и воспитанию подростков. Сломать веками наработанные традиции русской школы оказалось просто, а сохранить или создать новое – не хватает умения. Как всегда, чиновники, желая угодить властям, перестарались. Мы в очередной раз слепили пирог из чужого теста и испекли его по чужим рецептам. И теперь корчимся от несварения желудка. Срисовали картинку с Запада, но она оказалась непригодной для страны с многовековой культурой. Как говорится: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Наталья Морсова,
член международного союза славянских журналистов
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках