Возникновение форс-мажора для украинской власти может стать если не спасением от надвигающихся проблем, то способом отложить их решение: финансовые неурядицы, возникшие в этом случае, вполне объяснимы и понятны.
Пурга в помощь...
В «лихие девяностые», когда в карманах было мало денег, однако имелся избыток времени, которое можно было посвящать длительным путешествиям. Во время одного из них я услышал печальную и поучительную историю.
Дело было на Крайнем Севере, аккурат в окаянные дни ельцинской эпохи. Тогда недофинансирование было всеобщим и тотальным, поэтому чтобы что-то выбить, требовалось приложить немало усилий. Тем не менее, в одном отдалённом уголке Заполярья с большим трудом удалось изыскать средства для капитального ремонта спортзала: «материк» пошёл на это, ибо тот глухой медвежий угол всё-таки имел стратегическую ценность для страны.
Но выделенные стройматериалы и спортинвентарь успели «раствориться» где-то по пути, а деньги не менее успешно были прикарманены, зато в столицу полетели отчёты о том, что всё хорошо. И тут, откуда ни возьмись, на борт вылетающего с «материка» самолёта в последнюю минуту подсаживаются нежданные пассажиры из министерства с весьма понятной целью визита. Однако, заполярные реалии таковы, что туда практически невозможно попасть без ведома местного начальства, а о том, чтобы скрыться посреди необъятных просторов тундры – даже и не мечтайте: там каждый человек на виду.
Поэтому пилоты получили негласное распоряжение под любым предлогом задержать борт на одном из промежуточных аэродромов. Пока бортмеханик тянул время, пытаясь починить несуществующую поломку, на месте прибытия комиссии разыгралась нешуточная пурга. Как развивались события под её покровом, остаётся великой тайной, зато к тому моменту, когда метель, наконец, улеглась, от спортзала остались одни обгорелые головёшки. Высокое начальство покачало головами, пожурило виновных, подписало бумаги и отправилось восвояси...
Футбольные «фараоновы стройки»
Готовясь принимать Евро-2012, Украина залезла в долги. Если сравнить с россиянами, готовящимися к зимней Олимпиаде в Сочи, то их проект, несмотря на все его недостатки, весьма дальновидный, так как позволяет сделать курортный сезон на Черноморском побережье Кавказа практически круглогодичным. Зато Киевом кредиты были взяты под заведомо непродуктивные цели, а совсем не на модернизацию промышленности и развитие новых технологий.
Например, реконструкция железнодорожного вокзала в Донецке поражает своим размахом, однако человеку, мало-мальски знакомому с особенностями перевозок по стальным магистралям, становится непонятной эта «фараонова стройка» на станции с достаточно невысоким пассажирооборотом: намного более полезной оказалась бы масштабная реконструкция пассажирского комплекса в соседней Ясиноватой – крупнейшей железнодорожной станции Старого Света, мощного транзитного и пересадочного узла.
Тем, кто перестраивал донецкий вокзал, за печальным примером достаточно было прокатиться в Луганск: там вышедшего на перрон человека встретит огромный дворец, по ночам совершенно пустой и холодный. Подобную картину можно лицезреть и в Иловайске: с резким сокращением пограничного сообщения после развала СССР оба крупных вокзала остались невостребованными. После трёх недель футбольного праздника судьбу этих помпезных сооружений повторила и вышеупомянутая «стройка века» в Донецке.
Что касается транспорта, то ни у кого не должны были вызывать иллюзий такие прожекты, как экспресс, который должен связать аэропорт в Борисполе со столицей Украины, и введение скоростного железнодорожного сообщения, которое, по обещаниям чиновников, способно сократить время в пути между Львовом и Донецком более чем в 2 раза – до 11-ти часов. Про то, чем обернулось внедрение южнокорейских поездов в eкраинские реалии, «Сегодня.ру» уже сообщало. А вот до строительства украинского «аэроэкспресса» дело так и не дошло: стоимость прокладки ОДНОГО километра пути там оказалась сопоставимой с себестоимостью километра на Байкало-Амурской магистрали. И это при том, что бороться с вечной мерзлотой и пробивать тоннели в горах строителям украинских железных дорог явно не требовалось!
Не стоит оставлять без внимания и ставшую притчей во языцех реконструкцию Донецкого аэропорта, ради которой был уничтожен удобный для пассажиров Путиловский автовокзал, построенный в последние годы существования СССР. В принципе, что касается расширения аэропорта в Донецке, то это пошло на пользу: он находится практически в городской черте недалеко от железнодорожного вокзала, что весьма удобно для пассажиров.
К футбольному чемпионату было возведено множество гостиниц. Для Львова это стало положительным моментом: город живёт за счёт туризма. Не в убытке оказался и Киев: в столице всегда есть необходимость размещения большого числа приезжих. Но зачем они были нужны в таком количестве промышленным Донецку и Харькову, где имеющийся гостиничный фонд и так никогда не использовался на полную мощность, а любое сколько-нибудь уважающее себя предприятие обладало собственной инфраструктурой гостеприимства?
Из стадионов евро-класса только «Донбасс-арена» была построена полностью за счёт частного инвестора, заинтересованного в качестве сооружения.
Харьковчане возводили стадион путём частно-государственного партнёрства. А вот «Олимпийский» в Киеве и «Львов-арена» стал настоящими гробницами для бюджетных средств, так как уже сейчас нуждается в устранении серьёзных недостатков.
Форс-мажоры в законе...
18 ноября 2010 года Кабинет министров Украины инициировал рассмотрение в Верховной Раде законопроекта № 7378 «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения».
Несмотря на то, что 13 декабря 2010 года Главное научно-экспертное управление в своём заключении высказалось о нецелесообразности самой идеи принятия отдельного законодательного акта по этому вопросу и рекомендовало возвратить его на доработку, 1 марта 2011 года Комитет по вопросам экономической политики Верховной Рады принял решение внести законопроект в повестку дня одного из пленарных заседаний, а спустя месяц за его принятие в первом чтении проголосовали 258 депутатов.
Возникает вопрос, зачем потребовалось рассмотрение Верховной Радой законопроекта, накладывающегося на другие, ранее принятые правовые акты, если согласно тому же заключению Главного научно-экспертного управления можно было вполне ограничиться поправками к действующим законам Украины «О правовом режиме военного положения» и «О правовом режиме чрезвычайного положения»?
Для этого присмотримся к законопроекту № 7378.
Ст. 2 гласит, что принудительное отчуждение имущества может осуществляться либо с предварительным полным возмещением его стоимости, либо, при недостатке средств для такового, – с последующим, а изъятие осуществляется безо всякого возмещения стоимости.
При этом в законопроекте нигде не указано, какое именно имущество подлежит выкупу у владельцев в принудительном порядке, а какое – изъятию, и только в ст. 5 содержится робкий намёк на то, что «коммунальное имущество может передаваться в государственную собственность без возмещения стоимости».
Согласно ст. 7, оценка имущества проводится субъектами оценочной деятельности, а при невозможности их привлечения – органами государственной власти и местного самоуправления.
Ст. 9 предписывает выплачивать компенсацию за имущество, отчуждённое с последующим возмещением стоимости, на протяжении пяти последующих бюджетных периодов после отмены режима чрезвычайного или военного положения.
В ст. 11 сказано, что бывший собственник принудительно отчуждённого имущества, если таковое сохранилось, имеет право вернуть своё добро исключительно в судебном порядке, при этом он должен вернуть компенсацию (если таковая была получена) за вычетом «разумной платы за пользование».
Хотя сейчас, согласно действующим нормам, уцелевшее реквизированное имущество возвращается собственнику в бесспорном порядке.
Стоит отметить, что в Верховную Раду вместе с законопроектом в обязательном порядке подаётся и ряд сопроводительных документов, среди них – пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость принятия этого правового акта, его цели и задачи, указываются позиции заинтересованных сторон, даётся прогноз результатов.
Так вот, в п.7 этого документа сказано, что в «проекте Закона отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений». Интересно, как это может вообще соотноситься с режимом военного или чрезвычайного положения? Ведь ни для кого не секрет, что подобные условия являются чуть ли не тепличными для развития коррупции и прочих злоупотреблений. Вряд ли можно говорить об объективной оценке имущества, если не только представители военной и гражданской администрации легко смогут прибрать к рукам оценщика, но и он сам будет искать их расположения.
Кому будут нужны выплаты компенсаций за реквизированную собственность, если они производятся в течение пяти лет: на Украине бюджетный период равен календарному году? Как обесценивается гривна сейчас, известно всем, а в условиях чрезвычайного положения этот процесс окажется куда более интенсивным.
Возвращение имущества через суд тоже таит массу неприятных нюансов. Коррумпированность украинского судопроизводства давно уже стала притчей во языцех. Да и пока суд будет тянуться, никто не помешает превратить некогда процветающее предприятие, принудительно выкупленное во время действия чрезвычайного положения, в «рудник» по добыче металлолома. И хорошо, если территория предприятия окажется в черте крупного мегаполиса, где земельный участок сам по себе стоит немало. А если в глухом и бесперспективном райцентре Жабозадавиловке? Так что если не хочешь, чтобы твой бизнес оказался реквизированным за копейки – давай «на лапу». Хочешь, чтобы твоё предприятие тебе вернули в целости и сохранности, опять «подмазывай» кому надо. За объекты, находящиеся в коммунальной собственности, вообще платить не надо: забрал, перепродал – и спрашивать не с кого.
Кроме того, почему вдруг правительству ни с того ни с сего приспичило внести в Раду новый законопроект, касающийся имущественных вопросов во время чрезвычайного или военного положения, и почему профильным комитетом Верховной Рады для него стал Комитет по экономической политике, а не Комитет по безопасности и обороне?
Видимо, уже тогда понимали, что в воздухе пахнет керосином...
Кому дело выгорело?
В старину если судебное дело исчезало, то человеку нельзя было предъявить законное обвинение. Поэтому за небольшую взятку (по сравнению с суммой иска), какой-нибудь титулярный советник мог «случайно» забыть потушить свечу у себя на столе. В результате такой вот «забывчивости» какого-нибудь Акакия Акакиевича здание суда вместе со всеми делами в нём становилось законной добычей «красного петуха». В таких случаях обвиняемые и ответчики ехидно злорадствовали: «Дело выгорело!»
Последние события на Украине всё больше напоминают процесс «ликвидации последствий» фиктивного «ремонта» того самого злополучного спортзала.
Если взятые в долг деньги украинским руководством потрачены неизвестно на что, а отдавать их надо, но нечем, то остаётся взять пример с проворовавшегося работника торговли из знаменитой киноленты «Операция «Ы», который пытался скрыть растрату, инсценировав кражу со взломом. Для воплощения такого замысла нужно только найти Бывалого, Балбеса и Труса. Впрочем, претендентов на роль бессмертной троицы в украинской политике хватает: эти «три богатыря» и так на виду.
Масштабная неразбериха выгодна руководству Украины, так как на происки «злых бунтовщиков» легко можно списать невыполнение очень многих обязательств, и не только внутри страны.
Только не будем забывать, что киношные злодеи, спасавшие растратчика, и сами наткнулись на форс-мажорные обстоятельства в лице храброго и находчивого студента...
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках