На днях гринписовцы с судна Arctic Sunrise, устроившие акции протеста на платформе «Приразломная» в Печорском море против бурения в Арктике, благополучно вернулись домой. Их освободили в России по амнистии.
Освобождение экологов стало очередным поводом к возмущению отечественных правозащитников, которые не могут пропустить лишней возможности сказать гадость в адрес «этой страны». От России потребовали извинений.
Между тем, как показывает практика, в нашей стране к экологам, нарушившим международное право, отнеслись очень лояльно, учитывая, как отдуваются гринписовцы за свои акции в тех же западных государствах, из которых, кстати, и доносится вой возмущения по поводу действий российских властей.
К примеру, в 1985 году французские спецслужбы не стали мелочиться и раздувать скандал с задержанием корабля Greenpeace – Rainbow Warrior. Они его просто-напросто затопили в заливе кораллового острова Матаури в Окленде (Новая Зеландия), пытаясь остановить протесты Greenpeace против французских ядерных испытаний в Тихом океане...
Надо сказать, сначала отношения экологов с властями Франции складывались вполне благополучно. Именно в Париже открылось первое европейское отделение Greenpeace. А в 1974 году под давлением общественности Франция даже прекратила ядерные взрывы на поверхности, и испытания стали только подземными.
Однако со временем настойчивость экологов стала чрезмерно раздражать французские власти. Когда Rainbow Warrior пришвартовался в порту новозеландского города Окленд (команда готовилась к походу на атолл Муруроа, где проводила ядерные испытания Франция), было решено принять кардинальные меры.
Ночью 10 июля 1985 года экипаж был разбужен взрывом. Команда покинула судно, но молодой португальский фотограф Фернандо Перейра спустился в каюту, чтобы спасти фотооборудование. Через несколько минут прогремел второй взрыв. Rainbow Warrior быстро ушел под воду. Фернандо Перейра позже был найден аквалангистами мертвым в каюте.
Новая Зеландия провела собственное расследование, в результате которого было доказано, что парусник был потоплен агентами французской секретной службы. Правительство Франции в течение двух месяцев отрицало свою причастность к этим преступлениям, однако затем премьер-министру Франции Франсуа Миттерану пришлось официально признать, что люди, взорвавшие Rainbow Warrior, выполняли приказ французских спецслужб.
«Готовили и осуществили взрыв два специальных агента французской спецслужбы, немедленно покинувшие страну, - писала «Литературная газета» 3 ноября 1985 года. - Им помогали «супруги Тюранж» – граждане Франции Ален Мафар, 35 лет и Доминика Приер, 36 лет. Оба – тоже агенты французской спецслужбы, «наблюдавшие» за «Рейнбоу Уорриор» изнутри – они были членами его экипажа. У первого – звание майора, у второй – капитана. Супружество, как и паспорта на вымышленную фамилию Тюранж, – фальшивое. Ими снабдила их та же французская спецслужба».
Агентов арестовали в Новой Зеландии, где они и были осуждены ко всеобщему негодованию за непредумышленное убийство и нанесение преднамеренного вреда и приговорены новозеландским судом к 10 годам заключения. Правда, через два года им разрешили «досиживать срок» во французской Новой Каледонии, откуда они вскоре благополучно перебрались во Францию, где их освободили.
Этот случай столь откровенной агрессии по отношению к экологам не единственный в мире. Особенно достается гринписовцам от китобоев.
Традиционно Greenpeace проводит множество кампаний против коммерческой охоты на китов. Нервы у истребителей гигантов также традиционно сдают при виде экологов, которые пытаются помешать лову китов. И зачастую, такие встречи заканчиваются пальбой.
К примеру, в 1999 году на полгода был осужден норвежский шкипер китобоя Kato, стрелявший в гринписовских активистов возле западного побережья Норвегии, в Северном море. Норвежец так распалился, когда экологи на надувной лодке попытались встать между Kato и загарпуненным китом, что прострелил их судно.
Столкновения между защитниками окружающей среды и норвежскими китобоями стали обычным явлением, когда Норвегия возобновила промысел китов в крупном масштабе в 1993 году, несмотря на международный запрет.
Стоит отметить, что китобоям противостоят не только пацифисты из Greenpeace. Другая радикальная экологическая организация Sea Shepherd ведет себя не в пример агрессивно. Активисты общества уничтожают китобойные суда, стоящие в доках, иногда даже таранят китобойные шхуны в открытом море.
Одно из особенно запоминающихся столкновений произошло у берегов Австралии между японскими китобоями и судном Sea Shepherd – Steve Irwin. Защитники китов отслеживали перемещение японских ловцов, однако старались держаться вне зоны их видимости. После того, как японцы начали преследовать кита, судно экологов пошло на сближение, пытаясь помешать охоте. Во время сближения суда обменялись залпами из мощных водяных пушек.
Надо упомянуть, что для предотвращения возможного «взятия на абордаж» японские суда оснащены специальными приспособлениями: штырями вдоль борта и особыми сетями. Они прекрасно помнят, как судно Steve Irwin протаранило в водах Антарктики китобойное судно Yushin Maru 2.
Инциденты между экологами и японскими китобоями происходят ежегодно. Неслучайно в распоряжении японской флотилии находится также наблюдательный самолет, который отслеживает не только китов, но и экологов.
По сведениям защитников китов, состав японской флотилии со временем только увеличивается. Сейчас в нее входят четыре китобойных судна, плавучий рыбозавод, два служебных судна и два судна охраны.
Несмотря на запрет коммерческого лова китов, Япония продолжает промысел, ссылаясь на положение соглашения, разрешающее «проводить исследования на китах с возможным летальным исходом». По оценке японских рыболовных ассоциаций, ежегодно вылавливаются примерно по 900 китов. Экологи убеждены, что это коммерческий лов, а мясо китов поступает на рынки и в рестораны Японии.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках