Лет двенадцать назад, после выхода на экраны знаменитой ленты братьев Вачовских «Матрица» и её продолжений, Украину охватил ажиотаж вокруг темы виртуальной реальности.
Тогда самодеятельные литераторы сочиняли пародийные сценарии продолжения культового фильма в духе драматургии скабрёзного украинского писателя Леся Подервянского, толкиенисты организовывали весьма интересные ролевые игры, а обладатели ранних, и тогда ещё несовершенных, версий популярного ныне графического редактора PhotoShop создавали первые «фотожабы», одна из которых – «Матрица: присоединяйся!» – предлагается вашему вниманию.
Однако Украина начала 2000-х оказалась неподготовленной к сражениям виртуальной реальности за реальную виртуальность. Сегодня ситуация диаметрально поменялась: смелые фантазии братьев Вачовских очень скоро могут стать реалиями украинской политической жизни.
«Фидо», «кащенка» и «пейсатели»...
В те годы основная проблема низкой поражающей способности виртуального оружия заключалась в несовершенстве компьютерных технологий. Тогда ещё не перевелись на системных платах первые «пентиумы», «второй» или «третий» «пень» считались последним писком моды, а кое-где в офисах ещё «ишачили» даже IBM 486 с древнейшей MS DOS.
Выход во Всемирную паутину осуществлялся исключительно в режиме dial-up при помощи модема (боюсь, что современная молодёжь уже не помнит такое чудо техники, мигающее огромным количеством светодиодов, а также пронзительно шипящее и свистящее при установлении соединения!) и телефонной линии. Скорость обмена данными была удручающе низкой, а количество обрывов связи – достаточным, чтобы в случае передачи какого-то важного сообщения находящихся на обоих концах провода вначале сотрясала кондрашка, потом истерика, после чего всё заканчивалось предынфарктным состоянием.
Поэтому для надёжности чаще использовался «флоппи-нет»: брался магнитный диск (или жёсткий, если много информации, или, если обмен был небольшим, пачка трёхдюймовых дискет: CD-ROM, CD-RW, а тем более DVD, тогда стоили дороговато), его хозяин на автобусе отправлялся к хозяину другой «тачанки», где и происходила перекачка очередной порции мегабайтов.
А ещё в начале 2000-х была очень популярной сеть FidoNet, или попросту «фидо», основанная на уже упоминавшихся телефонах и модемах: её главный конкурент Internet не отличался демократичностью расценок и качеством связи, а у фидошников во все времена единственной валютой было пиво, которое совместно распивалось и тем, кто проставился, и тем, кому проставили. FidoNet была сетью некоммерческой, некруглосуточной (информация рассылалась в основном по ночам), отличалась крайне низкой пропускной способностью (максимальный объём фидошного сообщения – всего ВОСЕМЬ килобайт!), и где-то на рубеже 2004-05 годов она быстро сошла со сцены во всём СНГ, оставив на память автору этих строк замысловатый номер 2:4652/13.1 – именно под ним меня знали в фидошных «эхах» («эха» или эхоконференция – своеобразный аналог современных Internet-форумов).
У сети FidoNet была страшнейшая «ахиллесова пята»: она была привязана ко вполне определённым людям, причём со вполне конкретной географической привязкой. Алгоритм был следующий: первая цифра означала континент, в моём адресе 2 – это Европа. Следующие четыре цифры – страну, регион и населённый пункт: 4652 – Украина (цифры 46), Донецкая область, город Макеевка с прилегающими территориями (цифры 52). Последующий код 13.1 для нас не важен, так как обозначал хозяина распределяющего узла и приёмной станции: фидошник обязан был сообщить своим коллегам номер телефона, к которому подключён модем, и эта информация внутри сети считалась открытой. Поэтому отыскать и наказать автора вредоносного сообщения не составляло труда. Ну, и, соответственно, надо было хорошо подумать, прежде чем что-либо писать.
Из-за этого в фидо сложилась очень своеобразная культура сетевых провокаций: надо было уметь одновременно поиздеваться над оппонентом, и не получить по шее за оскорбление. Сегодняшними обитателями соцсетей эти навыки безвозвратно утеряны, а тогда какой-нибудь «кащенит» (представитель особо агрессивной группировки провокаторов из числа поклонников популярных эхоконференций SU.KASCHENKO.LOCAL – в просторечии «кащенка» или СКЛ, а также ТВН – TYT.BCE.HACPEM) ляпнуть в твой адрес что-нибудь такое, что ты потом целый месяц чувствовал себя оплёванным с ног до головы, но ничего не мог поделать. Бороться с «кащенитами» было опасно: оппонент моментально обвинялся ими в антисемитизме, а на модераторов и прочих начальников летели потоки жалоб. Иногда – даже в официальные инстанции, и, надо сказать, это был беспроигрышный ход со стороны провокаторов: никому не хотелось иметь проблемы с властью.
Единственным, зафиксированным на скрижалях истории, кто сумел достойно противостоять этим «троллям», был автор «Ночного дозора» Сергей Лукьяненко, ответивший на «кащенитские» издевательства вошедшими в историю словами: «Зойчем Ви таки тг'авите пейсателя?»
С тех пор «кащениты» его не трогали.
Пусть читателя не утомляют долгие и ностальгические воздыхания старого компьютерного «динозавра»: сетевые технологии не сыграли ведущей роли в дни «помаранчевых» событий по причине их слаборазвитости и низкой доступности абсолютному большинству граждан Украины, хотя IT-специалисты достаточно серьёзно поддерживали Ющенко.
Однако с тех пор многое изменилось: появились море халявного Интернета, недорогие нетбуки, «планшетники» и смартфоны, а социальные сети активно использовались для координации действий участников «арабской весны» и «болотной зимы». В первом случае они оказались успешным приёмом по причине новизны, во втором – уже успели «приесться».
Морфеус танцует гопак
Сегодня мы видим на Украине ситуацию, при которой старые технологии революционных перемен себя изжили, и революционерам потребовалось на ходу изобретать нечто новое.
Этим самым «новым» оказалась виртуализация. То, что ещё пару недель назад смотрелось весьма комично, и вызывало гомерический хохот, сегодня приобретает зловещие черты. Виртуальная реальность оказалась тем если не бастионом, то уж точно запасным командным пунктом, который физически недоступен другой стороне баррикад. Достаточно вспомнить, что блокирование правительственного квартала в Киеве на Печерских холмах не принесло «еврореволюционерам» успеха: связанная мощными электронными коммуникациями между своими структурами, власть сумела сохранить контроль над ситуацией.
В последние выходные 2013 года «революционеры» провели хакатон «Инструмент общественного взаимодействия» при поддержке IT-палатки на киевском «евромайдане».
Что такое хакатон? Это английское сокращение от слов «хакер» и «марафон». Иными словами – марафон хакеров: ещё несколько лет компьютерные «межвежатники» устраивали сходки, на которых могли между собой помериться силой в вопросе взлома сетей и программ. Сегодня этим термином называют соревнования программистов, подобные фабричным конкурсам «лучший по профессии».
Целью хакатона было объявлено создание социальных проектов, направленных на улучшение и развитие гражданского общества при помощи технологий Всемирной паутины. В первый день было представлено 43 проекта, из которых отобрали и довели до логического завершения 18 лучших.
В тройку призёров вошли CherryTea – платформа для сбора и транспортировки ненужных вещей, проект гражданской журналистики SpilnoTV 2.0, предусматривающий онлайн-трансляции с мест событий и «Коллективная безопасность» – система альтернативной государственной системы безопасности, правда, пока ещё на уровне отдельных элементов.
Сбор хлама – дело архиважное: можно за очень небольшое время создать неприкосновенные запасы тёплых вещей, продуктов и другого полезного для мятежников имущества. Ну, а то, что действительно не годится для нужд революции, можно подарить детскому дому по принципу «на тебе, убоже, что мне негоже».
Альтернативное телевидение тоже пригодится инсургентам в условиях, когда официальные СМИ подконтрольны законному правительству. Как и альтернативные системы безопасности: ну не идти же на поклон в полицию и прокуратуру, где на тебя уже заведено дело по обвинению в заговоре против державы!
Также было предложены весьма полезные проекты Trabler, являющийся аналогом «РосЯмы», позволяющий собирать актуальную информацию и информировать о ней органы власти, например, о ямах на дорогах и несанкционированных торговых точках, а также «Мале Діло» (Малое дело) – ресурс для сбора средств на необходимые «мелочи жизни», как например, поставить скамейку у подъезда. Презентовались сервисы электронного автостопа, когда водитель и подъезжающий ищут друг друга не на трассе, а во Всемирной паутине, и средство информирования о существующих льготах людей, которые ими обладают, но, возможно, об этом не знают. А проект «Хата в центрі» был посвящён сбору идей для предоставления возможности их реализации другим людям.
Из идей общественно-политического характера были отмечены сайт Сила Мільйонів (Сила Миллионов) – украинский аналог популярного сервиса петиций Change.org и PolitCompass – инструмент анализа взглядов и убеждений политиков для обеспечения прозрачности их деятельности, точнее – для борьбы с неугодными политиками. Интерес вызвало и Facebook-приложение «Твой голос», позволяющее общественности контролировать деятельность власти.
Отдельно можно выделить откровенный прожект «Social Hyperlink» об использовании учения Вернадского о ноосфере для нужд гражданского общества и широкого распространения общественного мнения.
И, наконец, особого внимания заслуживают презентованные проекты, посвящённые организации противостояния власти. «Майдан 2.0» – платформа, которая аккумулирует в себе абсолютно все информационные ресурсы о «евромайдане», а также предлагает инструменты коммуникации между его участниками через Google Hangouts. «Страйк-місця» (Места забастовок) – интерактивная карта мест, которые могут стать объектами пикетирования, как например: дома и офисы чиновников, госучреждения, адреса предприятий, принадлежащих неугодным лицам. Похожую роль выполняет и сайт «Вам Бойкот»: он посвящён организации бойкотов товаров и услуг, которые производятся противниками «евромайдана», и сегодня в этот «чёрный список» попали конфеты фабрики «Конти», курятина от «Гавриловских цыплят», а также сеть популярная сеть магазинов стройматериалов «Эпицентр».
Рассматривались и проекты создания альтернативного государства в государстве, такие, как система электронного голосования «Суспільний голос» по методике Net Promoter Score и кластер «Интеллект Экономика», являющийся теоретической подоплёкой интернет-экономики, организованной потребителями. Внешне им не уделялось много внимания, однако, нельзя забывать, что «майданщики» серьёзно озабочены созданием собственной системы «электронного правительства» и собственных, независимых от государства автоматизированных систем управления, поэтому вряд ли станут афишировать столь неприглядные вещи.
Отдельно можно отметить сайт, призванный служить распространению главного манифеста политики «мягкой силы» книги Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» о ненасильственном сопротивлении власти. На самом деле, этот опус не настолько безобиден, как кажется, так как строится на технологиях экономических диверсий и нанесения всевозможного ущерба противнику с применением тактики «комариного укуса».
Поэтому не за горами новая серия политического триллера, где разодетые в шаровары и вышиванки Морфеус, Нео и Тринити шагнут из виртуального мира на улицы Киева, чтобы сражаться не против кровожадного агента Смита, а против народа Украины.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках