Форумы белорусских националистических сайтов переполнены гневными комментариями по поводу смерти на Евромайдане белоруса Михаила Жизневского. При каких обстоятельствах погиб гражданин Белоруссии, и кто за этим стоит, еще предстоит выяснить, но идеологический облик погибшего вызывает некоторые вопросы.
Итак, Михаил Жизневский, до своего приезда на Украину, состоял в белорусском националистическом движении и регулярно участвовал в подрывных акциях против «режима Лукашенко», оплачиваемых западным политикумом, и срежисированных западными политтехнологами. Сообщалось о причастности Жизневского к т.н. литвинскому движению – особому течению в лоне белорусского национализма, пытающемуся доказать, что белорусы – вовсе не белорусы, а некие литвины, прямые наследники Великого Княжества Литовского (ВКЛ).
Литвинизм зародился сравнительно недавно, в среде белорусской интеллигенции националистического толка, и уже успел получить положительные отклики в западных СМИ.
Идеологов литвинизма не смущает его историческая фальшивость. Литвинами называли всех жителей ВКЛ, будь они хоть литовцами, хоть русскими (белорусской национальной идентичности в современном понимании тогда не существовало). Доказывать, что сегодняшние белорусы – это вчерашние литвины, равносильно горячечному бреду.
Литвинизм - это проект, параллельный белорусскому национализму, но, в отличие от последнего, позволяющий решить ряд идеологических проблем, стоящих перед белорусскими националистами.
Так, даже самый упрямый националист-белорус вынужден признать наличие в с этнониме «белорус» корня «рус». Ассоциации с русскими налицо. Литвинизм же, призывая всех белорусов перекрещиваться в литвинов, устраняет этот нюанс. В слове «литвин» корня «рус» нет, и совершается переход от формулы «мы не русские, потому что мы белорусы» к более категоричной «мы даже и не белорусы, потому что мы литвины».
Белорусский национализм мечтает о русофобской Белоруссию в ее сегодняшних границах. Литвинизм же потенциально более экспансивен, т.к. ориентируется на историю ВКЛ, а в состав ВКЛ входили не только земли современной Белоруссии, но и часть территории современной Украины и России. Понятное дело, претензий к украинским собратьям по разуму русофобы-литвинисты не предъявляют, зато вынашивают идею «литвинизации» населения прилегающих к Белоруссии российских областей. Идея смехотворна, но в своих СМИ литвинисты зазывают в свои ряды граждан РФ, чтобы вместе бороться с «режимом Путина».
Позаботились литвинисты и о культурологическом обрамлении своей идеологии. В Белоруссии есть несколько фольклорных групп (самая известная – «Старый Ольса»), исполняющих музыку в старобелорусском стиле, но с русофобским наполнением. Вот в таком окружении и обретался М. Жизневский, неудавшийся борец с тремя режимами сразу – Лукашенко, Путина и Януковича.
Из-за чрезмерной активности в интересах отнюдь не Белоруссии, у Жизневского возникли проблемы с белорусским МВД, и он бежит на Украину. Там сходится с праворадикалами из УНА-УНСО, и сам становится членом этой экстремистской организации. Внутрениий склад русофоба Жизневского откликнулся на предельно агрессивную идеологию «унсовцев», и переход из литвинистов в «унсовцы» произошел для Жизневского без этической ломки.
Обращает нас себя внимание не только идеологическая комплиментарность литвинизма и украинского национализма, что мы и видим на примере Жизневского, но и сопричастность данных политических извращений к идеологии Евромайдана.
По сообщениям украинских СМИ, Жизневский был активистом партии «Удар», которая превратилась во вместилище эктремистов, гомосексуалистов и русофобов всех мастей.
Также не секрет, что М. Жизневский – не единственный белорусский оппозиционер, присутствующий на Евромайдане. Там есть еще представители движения «Европейская Беларусь». Эта организация действует из Польши, куда она переместилась после провала попыток свергнуть президента Лукашенко.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках