Бродяги на почве русофобии
Владислав Гулевич

Бродяги на почве русофобии

Форумы белорусских националистических сайтов переполнены гневными комментариями по поводу смерти на Евромайдане белоруса Михаила Жизневского. При каких обстоятельствах погиб гражданин Белоруссии, и кто за этим стоит, еще предстоит выяснить, но идеологический облик погибшего вызывает некоторые вопросы. Итак, Михаил Жизневский, до своего приезда на Украину, состоял в белорусском националистическом движении и регулярно участвовал в подрывных акциях против «режима Лукашенко», оплачиваемых западным политикумом, и срежисированных западными политтехнологами. Сообщалось о причастности Жизневского к т.н. литвинскому движению – особому течению в лоне белорусского национализма, пытающемуся доказать, что белорусы – вовсе не белорусы, а некие литвины, прямые наследники Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Литвинизм зародился сравнительно недавно, в среде белорусской интеллигенции националистического толка, и уже успел получить положительные отклики в западных СМИ. Идеологов литвинизма не смущает его историческая фальшивость. Литвинами называли всех жителей ВКЛ, будь они хоть литовцами, хоть русскими (белорусской национальной идентичности в современном понимании тогда не существовало). Доказывать, что сегодняшние белорусы – это вчерашние литвины, равносильно горячечному бреду. Литвинизм - это проект, параллельный белорусскому национализму, но, в отличие от последнего, позволяющий решить ряд идеологических проблем, стоящих перед белорусскими националистами. Так, даже самый упрямый националист-белорус вынужден признать наличие в с этнониме «белорус» корня «рус». Ассоциации с русскими налицо. Литвинизм же, призывая всех белорусов перекрещиваться в литвинов, устраняет этот нюанс. В слове «литвин» корня «рус» нет, и совершается переход от формулы «мы не русские, потому что мы белорусы» к более категоричной «мы даже и не белорусы, потому что мы литвины». Белорусский национализм мечтает о русофобской Белоруссию в ее сегодняшних границах. Литвинизм же потенциально более экспансивен, т.к. ориентируется на историю ВКЛ, а в состав ВКЛ входили не только земли современной Белоруссии, но и часть территории современной Украины и России. Понятное дело, претензий к украинским собратьям по разуму русофобы-литвинисты не предъявляют, зато вынашивают идею «литвинизации» населения прилегающих к Белоруссии российских областей. Идея смехотворна, но в своих СМИ литвинисты зазывают в свои ряды граждан РФ, чтобы вместе бороться с «режимом Путина». Позаботились литвинисты и о культурологическом обрамлении своей идеологии. В Белоруссии есть несколько фольклорных групп (самая известная – «Старый Ольса»), исполняющих музыку в старобелорусском стиле, но с русофобским наполнением. Вот в таком окружении и обретался М. Жизневский, неудавшийся борец с тремя режимами сразу – Лукашенко, Путина и Януковича. Из-за чрезмерной активности в интересах отнюдь не Белоруссии, у Жизневского возникли проблемы с белорусским МВД, и он бежит на Украину. Там сходится с праворадикалами из УНА-УНСО, и сам становится членом этой экстремистской организации. Внутрениий склад русофоба Жизневского откликнулся на предельно агрессивную идеологию «унсовцев», и переход из литвинистов в «унсовцы» произошел для Жизневского без этической ломки. Обращает нас себя внимание не только идеологическая комплиментарность литвинизма и украинского национализма, что мы и видим на примере Жизневского, но и сопричастность данных политических извращений к идеологии Евромайдана. По сообщениям украинских СМИ, Жизневский был активистом партии «Удар», которая превратилась во вместилище эктремистов, гомосексуалистов и русофобов всех мастей. Также не секрет, что М. Жизневский – не единственный белорусский оппозиционер, присутствующий на Евромайдане. Там есть еще представители движения «Европейская Беларусь». Эта организация действует из Польши, куда она переместилась после провала попыток свергнуть президента Лукашенко. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере