Любители искать соринку в чужом глазу вовсю пытаются спекулировать на теме олимпийских игр в Сочи. Отовсюду слышны их возмущённые вопли: «Украли!», «Похитили!», «Прикарманили!», «Спёрли!», «Свистнули!», «Распилили!». В доказательство приводятся баснословные суммы народных денег с множеством нулей (для чего были даже придуманы новые единицы исчисления – «олимпиарды» и «откатиллионы»), якобы осевших в карманах заинтересованных лиц.
Между прочим, коррупционные скандалы на олимпийских играх – скорее печальная норма, чем неприятное исключение, и так – во всём мире.
В 1995 году на проходившей в Будапеште 104-й сессии МОК уже в первом туре был выбран город Солт-Лейк-Сити в качестве места проведения зимней олимпиады 2002 года. Сразу же после окончания голосования появилась информация о том, что такой результат – прямое следствие подкупа ответственных лиц. Начавшееся вскоре расследование вскрыло целый ряд нелицеприятных моментов, а руководству олимпийского движения долго пришлось посыпать голову пеплом.
Другой, не менее интересный, факт: начиная с 1960 года ни одни олимпийские игры не принесли стране-хозяйке финансовой прибыли. То есть, мероприятие если не заведомо убыточное, то глубоко дотационное. Тем не менее, в конкурсе за право быть столицей очередной олимпиады участвуют по нескольку городов, а их победителей не останавливает даже перспектива влезть в долги на многие десятилетия вперёд. Как, например, Монреаль, принимавший летние Игры 1976 года: этот город расплатился с кредитами только спустя 30 лет, а сумма потраченная им на организацию мероприятия в тех ценах составляла 5 млрд долл. США (20 млрд долларов – в нынешних ценах). Греция – так та вообще разорилась: отдавать долги за Афины-2004 оказалось нечем.
Почему же с одной стороны – ничего, кроме расходов, а с другой – нет отбоя от богатеньких "буратинушек", желающих не просто расстаться с деньгами, а ещё и набрать для этого кредитов? Прямо Поле чудес в Стране Дураков, не иначе...
Не будем спешить с выводами: любая олимпиада – это, прежде всего, инфраструктурный проект. А инфраструктура во всём мире – то, чему внимание обычно уделяется по остаточному принципу: пока нет острой необходимости – нет и капиталовложений. Ибо очень многое, что связано с ней, относится к разряду социальных программ с низкой, и даже отрицательной, рентабельностью. Поэтому олимпиады, а также мировые и континентальные первенства по футболу очень часто рассматриваются хозяевами мероприятий как повод для модернизации инфраструктуры.
Что касается Сочи, то здесь модернизация оказалась необходимой: главный курорт России «простаивает» семь месяцев в году по причине того, что Чёрное море нагревается и остывает медленно и по очень неудобному для отдыхающих «графику». Горные виды спорта делают его круглогодичным.
Кроме того, инфраструктурные проекты – одно из самых «хлебных» мест: достаточно вспомнить, что в XIX веке в Англии лучшим средством личного обогащения считался подряд на строительство железной дороги. Скажем так: со времён королевы Виктории мало что изменилось, и не только в Туманном Альбионе. Ну, а где есть надёжный источник государственного финансирования, да ещё и с не настолько жёстким, как у частного инвестора, контролем – там всегда будут процветать «тёмные» схемы. Вне зависимости от эпохи, цвета кожи и прочих атрибутов: страсть к наживе непобедима.
Другое дело, что где-то коррупцию «заворачивают» в красивую «обёртку», как, например, на Западе: что бы там ни говорили, но, за последние полвека все без исключения президенты США за время своего пребывания на посту становились обладателями миллионных состояний, а кто уже приходил в Белый дом таковыми, повышали свой статус до мультимиллионерского. Наивно думать, что все они жили на одну зарплату, пусть и президентскую.
Если уж мы заговорили про красивую «обёртку», то надо вспомнить, что многие вещи, которые мы называем грубыми и нелицеприятными словами, «там» имеют очень политкорректные имена. Например, наша родная показуха там гордо называется «пропагандой идеалов демократии». Кстати, на эту самую пропаганду свободного мира «они» выделяют баснословные деньги, часть которых расходуется на финансирование нужных людей в странах продвижения своих интересов, то есть, - на самые элементарные взятки. И горе тому налогоплательщику, который посмеет назвать всё это безобразие своими именами!
Про благотворительность, спонсорство, генеральное партнёрство и прочую филантропию я вообще молчу: это бизнес чистой воды, и никакое человеколюбие здесь даже не ночевало. Кем-то движет возможность легально уменьшить налоговый пресс, для кого-то это хитрый и продуманный маркетинговый ход для повышения продаж, кто-то просто таким образом рекламирует себя: за всё надо платить, а тут имеется такой хороший повод продвижения продукции на рынке, да ещё и с возможностью лишний раз заработать благородный имидж в копилку репутации!
И, наконец, о самом печальном, являющемся первопричиной всех кривотолков. Фактически современный спорт имеет мало общего с благородными состязаниями атлетов времён основателя олимпийского движения барона де Кубертена, хотя формально продолжает следовать изначальным принципам.
Этому есть множество объективных причин, главная из которых – приближение к пределу физических возможностей человека. Олимпийские рекорды столетней давности сегодня близки к квалификационным нормативам перворазрядников, а по некоторым прогнозам уже через полвека потеряют смысл такие ведущие ныне дисциплины, как бег на 100-метровые дистанции: улучшение показателей будет невозможно даже в теории. В наши дни улучшение результатов на считанные доли секунды достигается не только тренировками: здесь «соревнуются» и экипировка, и медицина, позволяющая восстанавливать организм после травм и нагрузок. Поэтому вряд ли будет преувеличением сказать, что атлеты на аренах – это авангард в сражении высоких технологий, за которым стоит огромный и невидимый тыл.
Понятно, что современный спорт требует гигантских вложений, и тем, кто инвестирует, важно, чтобы потраченные средства принесли прибыль.
Следовательно, вряд ли можно удивляться тому, что превращение спорта в бизнес «заражает» его всеми «болезнями» современной экономики: там процветают и лоббизм, и прочие виды коррупции. Отсюда же и культивирование принципа «Победа – любой ценой!», отсюда же допинговые скандалы. Хотя каких-нибудь полвека назад допингом называлось подпаивание лошадей спиртным для повышения резвости, причём не только на бегах и скачках, но и в быту, когда от животного требовалась скорость любой ценой.
Взять Игры 2012 года, сопровождавшиеся целым рядом громких скандалов. Например, Азербайджан в преддверии олимпиады тайно перечислил несколько миллионов долларов в адрес Всемирной боксерской серии (WSB) в обмен на две золотые медали в Лондоне: таким образом НОК страны пытался подкупить судей. А Украина «засветилась» тем, что генеральный секретарь её олимпийского комитета Владимир Геращенко спекулировал билетами.
Или вспомним Зимнюю олимпиаду 2002 года, когда в парном фигурном катании было присвоено два «золота» и ни одного «серебра»: до сих пор не утихают споры вокруг того имело ли место просто тенденциозное судейство (председатель технического комитета Международного союза конькобежцев Салли Степлфорд ранее неоднократно занижала баллы спортсменам из социалистических стран) или же был подкуп со стороны канадцев (в пользу этой версии говорит то, что Степлфорд оказывала беспрецедентно жёсткое психологическое давление на некоторых членов жюри). По делу, разгоревшемуся вокруг скандала, итальянскими властями был арестован российский предприниматель Алимжан Тохтахунов. Однако обвинений предъявить ему так и не смогли.
Так что любителям «подкапываться» под Сочи-2014 хочу напомнить старую, как мир, истину: «Не рой другому яму – сам в неё не свалишься!». Ибо критикующий должен присмотреться к себе самому на предмет отсутствия тех недостатков, которые собирается осуждать. А то и оконфузиться можно...
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках