
Евросоюз может ввести войска в Боснию и Герцеговину. В республике около недели продолжаются столкновения протестующих с полицией. Число пострадавших приблизилось к 350. Наличие на руках у населения огнестрельного оружия ставит политический кризис на грань гражданской войны.
После того, как было подписано Дейтонское соглашение в конце 1995 года, политическая система нового государства не менялась. Формально в БиГ есть свое правительство, но реально основные решения принимает Верховный представитель, который получает мандат от ООН и ЕС.
Исполнительная власть федерации по большей части находится у глав кантонов (областей) – это сделано для снижения злоупотреблений со стороны Сараево. Однако сейчас такое распределение ответственности идет во вред. Волнения, которые начались в кантоне Тузла, перекинулись на всю страну.
Причина массовых протестов простая: экономический кризис. Жители Тузлы были возмущены закрытием нескольких предприятий, оставивших без работы значительную часть населения кантона. Проблема безработицы осложнилась еще и тем, что закрытие произошло после приватизации.
Возмущение Тузлы разделила вся страна, страдающая от безработицы и коррупции. За несколько дней главы трех кантонов подали в отставку, что добавило ситуации эмоций.
Прошедшие переговоры между главой Республики Сербска, входящей на правах автономии в Боснию и Герцеговину, с президентом Сербии прояснили позицию региона: политический кризис должен решаться в рамках демократических процедур, без воздействия извне. Однако в Брюсселе идут переговоры о дате начала ввода войск – решение будет принимать Верховный представитель.
Кризис в Боснии и Герцеговине показывает двойные стандарты, по которым живут и действуют прогрессивные западные политики. Как только волнения происходят где-то у них под боком, ввод войск, и вообще, насилие они считают оправданным. Если же волнения идут в Киеве, то Януковичу вводить войска категорически запрещается теми же самыми людьми, которые без колебаний начнут подавлять силой волнения на Балканах.
Но украинские коллеги должны бы сделать и другой вывод: волнения в Киеве и других украинских городах допускаются, пока эти волнения – против кого надо волнения.
Когда Украина получит своего Верховного представителя, любые протесты против безработицы и коррупции будут подавляться иностранными легионерами. В этом суть евроинтеграции – те, кто стремятся в Европу, настолько ослеплены кажущимся благоденствием, что не вполне различают холодный блеск штыков за сверканием хрустальных люстр в официальных залах, где величавые лидеры принимают своих бедных соседей радушно, но скуповато.
Экономическое положение Боснии и Герцеговины, затяжной политический кризис, который неизбежно развился в условиях полунезависимости политической, есть продукт неоколониализма. Евросоюз, вовлекая новые государства в свою орбиту, вовсе не занимается их развитием и благоустройством.
Решая свои геополитические вопросы, Брюссель увлекается риторикой, но очень крепкой рукой держит свой кошелек, посылая решать неудобные вопросы в виде массовых волнений – войска. И даже наличие у населения оружия, оставшегося со времен войны, не оправдывает цинизм Евросоюза, который не первый год обещает помогать и поддерживать, а на самом деле просто подкармливает верхушку, совершенно не занимаясь восстановлением подконтрольной страны.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках