Эксклюзивное интервью с председателем координационного совета по организации Севастопольского городского Управления по обеспечению жизнедеятельности города Алексеем Чалым.
- По вашему мнению, что привело к политическому кризису на Украине?
А.Чалый: Я не являюсь политологом, это не моя профессия. Хотя, я уже начинаю сомневаться, есть ли такая профессия, судя по тому качеству предсказаний, которые выдают политологи. Я всего лишь человек, проживший в Севастополе 52 года, у которого здесь похоронены дед и отец, и который на протяжении последних лет работал не только на Украине, но и в России, Европе, США, Китае. Я наблюдал, как меняются эти страны, играющие сегодня ключевую роль в мире.
Поэтому, если кратко отвечать на вопрос, то ответ всем известен: Украина шла, шла в Евросоюз, потом вдруг остановилась, что вызвало бурю возмущения и негодования у возмущенных граждан. По крайней мере, это то, что лежит на поверхности…
Если говорить о причинах, то тут без краткого исторического экскурса не обойтись. Начать нужно с 1991 года, когда на развалинах Советского Союза образовались три государства-учредителя: Россия, Украина, Белоруссия. Я думаю, основной мотивацией тогдашних руководителей была борьба за власть. Каждый хотел получить какую-то вотчину.
Мотивация дальнейших политических элит на Украине мало отличалась от целей отцов-основателей. Они руководствовались собственными экономическими интересами. Пожалуй, исключением, как ни странно, стал Виктор Ющенко, которого я характеризую как «искренний фашист». Его интересовала Украина целиком, но в весьма специфическом виде.
Украинская власть, по большому счету, никакой задачи перед собой не ставила. Эту задачу ставили Соединенные штаты Америки. И проводимая ими гуманитарная политика на Украине произросла из периода холодной войны и решалась теми же самыми ресурсами. Суть этой политики состояла в том, чтобы создать новую нацию, новую реальность и психологически оторвать Украину от России. Задача очень непростая. Потому что на тот момент в пятидесяти двух миллионной Украине проживало около четырнадцати миллионов этнических русских. Из 12 крупных городов 11 полностью говорили на русском языке. Население некоторых городов никогда не имело традиции говорить на украинском языке.
Кроме того, если посмотреть на 1000-летнюю историю нашего этноса (Украина, Белоруссия, Россия), то наши дороги разошлись только 350 лет назад. Были гигантские войны, достижения, трагедии. Наши народы столько пережили вместе. Вместе пережили войну, самую жестокую и кровавую в истории человечества. И еще живы люди, которые принимали участие в этой войне. Казалось бы, как можно было вбить клин между нашими народами?
Но вот прошло 22 года и мы видим очень серьезный успех этой политики. Как они решили эту проблему? Взяли отдельные моменты истории, в которых существовали некие русско-украинские противоречия, раздули их. Другие важные события опустили и получилась такая новая история, которая вроде бы и правда, поскольку каждый отдельный эпизод имел место быть. Но приданные акценты, в итоге, сложили совершенно иную реальность. Эта реальность и стала государственной политикой Украины.
Кроме того, характерным свойством этой политики стало последовательное продвижение. Потому что, если бросить лягушку в кипяток, то она сразу же выпрыгивает. А если посадить ее в холодную воду и потихоньку подогревать, то она постепенно сварится.
Эта политика была применена. И сейчас, оглянувшись на прошедшие 22 года, мы с удивлением обнаружим, что нас практически уже «сварили». Русский язык не является государственным даже на территориях, заселенных этническими русскими. Его применение ограничивает сорок с лишним законов. Наших русских детей учат на уроках истории как нужно ненавидеть свой собственный народ. Нашими героями стали люди, которые предавали интересы своей нации. Мы рассчитываемся денежными купюрами, на которых изображены пан Мазепа или пан Грушевский, единственным достоянием которых стала их антироссийскость.
Сегодня наступил финальный акт этой драмы. Ее сценаристам нужно было закрепить этот акт юридически. Таким закреплением и призван был стать факт подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Фактически это фиксация того, что основной вектор можно поменять. Лягушка этого не заметила. Так и отдали бы мы свои центры управления. Уже официально. Неофициально нашей политикой давно управляли. И в этом процессе играли значительную роль уже не только США. Поскольку, благодаря распаду Советского Союза, Германия вновь воссоединилась. А всякий раз, когда Германия объединяется, у нее возникают очередные проекты типа создания третьего Рейха. Они пробовали сделать это несколько раз военными способами, но каждый раз все это заканчивалось в Берлине.
Теперь идет попытка создания четвертого Рейха, цели которой те же самые: построение некоей большой европейской структуры, в которой каждому народу отводится свой вид деятельности.
И все бы так и случилось, если бы на арене не появилась еще одна сила, которая называется Россия. В 1991 году Россия не сильно отличалась от Украины: та же самая олигархическая структура, когда, по большому счету, власти, представляющей интересы страны, просто не существовало. Власть определялась интересами людей, владеющими основными ресурсами в стране.
Но потом, как часто бывает в России, появились свои Минин и Пожарский. Это труднообъяснимо, но так часто случалось в истории России. Таким человеком и стал Владимир Путин, которого вроде и ставили для продолжения той же политики, а он взял и вышел из-под контроля.
Страна изменилась. Олигархам доходчиво объяснили, что теперь существуют интересы государства, которые выше их личных интересов.
И вот Россия, откровенно проморгавшая эту самую программу «Восточного партнерства», в последний момент спохватилась и поняла, что это реальная угроза. Следующей станет она сама. Сейчас произойдет очередная зачистка и возле границ России появится еще одна Прибалтика с соответствующим населением.
Россия включилась и показала, по крайней мере, Европе и США, что за счет России такого объединения не состоится. Реальность оказалась такова, что Европа хотела, чтобы за это объединение чем-то жертвовать не пришлось. Россия показал, что оплачивать этот проект не собирается. Отсюда все и началось.
Европа оказалась не готова к такому развитию событий. Поэтому поначалу и была столь вялая реакция. Майдан растянулся на три месяца. Думаю, что рассказы о том, что события 30 ноября спровоцировали массовые выступления, мягко говоря, неправда. Не было бы этого события, было бы другое. Важно, что был пропущен сильный удар со стороны тех, кто это организовал. Нужно было как-то отмобилизоваться и начать новое наступление. Тут и другие силы подтянулись в виде украинских олигархов, которые борются за власть. Лучшим тому примером является Петр Порошенко.
Но поскольку ситуацию не удавалось переломить, то выпустили еще одного «джина из бутылки» под названием украинский национализм. Он есть, он всегда был. А вот удастся ли его обратно загнать – это еще большой вопрос. В итоге и образовалась такая ситуация.
- Возможна ли на Украине ситуация «чудесного появления» нового лидера? Все старые давно себя дискредитировали.
– Я уже обозначил примерных игроков на этом поле. К сожалению, среди этих игроков практически нет Юго-Востока, который только в последние дни стал себя как-то проявлять. Специально свозимые в Киев люди вряд ли могут считаться серьезным противопоставлением другой силе.
Поэтому, по моему мнению, шансы на то, что к власти снова придут оранжевые, только в более серьезном националистическом варианте, достаточно велики. Причем, вариантов развития событий может быть несколько: от добровольной сдачи власти Президентом до силового захвата власти.
Кто выступает против такого развития? Понятно, что против выступает Россия. Против выступает действующая власть. При той агрессии, которая звучит на Майдане, это вопрос даже не столько потери власти для действующего Президента, а, возможно, даже потери свободы. Их интересы пока совпадают.
Однако, с другой стороны тоже участвуют серьезные игроки. Поэтому есть шансы, что Президента убедят отдать власть, предоставив некие гарантии. Не знаю, поверит ли он им? Опыт показывает, что Запад охотно раздает обещания, но далеко не всегда их исполнят. Многие из тех, кто вступал в торги с Западом, заканчивали очень плохо.
Есть и третий вариант. Это раскол страны. Откровенно говоря, я не верю, что в нынешней ситуации власть в состоянии удержать контроль над всей Украиной и способна предотвратить оранжевый переворот.
- В заявлениях севастопольцев прозвучала одна здравая мысль о том, что горожане не поддерживают украинскую власть, но поддерживают легитимно избранную власть. То есть, это не защита власти, а защита законности. На ваш взгляд, из трех вариантов развития событий, какой предпочтительнее для севастопольцев, для людей, которые здесь проживают?
- С моей точки зрения, третий вариант для севастопольцев наиболее приемлемый. Потому что при этом варианте нам не придется приносить в жертву свою цивилизационную ориентацию, что для каждого народа является самым главным. В этом случае появляется шанс создания нормального объединения с Россией, что для Севастополя существенно и жизненно важно.
Хочется верить, что, учитывая предыдущие ошибки, Россия начнет серьезную работу над украинскими интеграционными проектами. Это повлечет создание нормального интеграционного пространства. Как я уже сказал, этот вариант не предусматривает сохранение Украины в тех границах, которые сегодня существуют. Но это, естественно, мои гипотетические соображения на тему.
- Чем чреват для страны и для Севастополя приход к власти националистов?
- Я думаю, что националисты – важные игроки на поле, но далеко не единственные. Самым существенным игроком являются зарубежные страны. Самое интересное, что после событий на Майдане можно уверенно сказать о том, что все маски сброшены. Вряд ли кто-нибудь серьезно сегодня станет утверждать, что при принятии решений для европейцев или американцев играют значительную роль какие-либо принципы или ценности. Это может сказать, только откровенно неумный человек. Настолько все откровенно. Вот этот удар, пропущенный от России, и привел к тому, что Запад стал вести себя слишком откровенно.
Так что именно это главная сила. А она будет завершать начатое дело, которое заключается в завершении давления на русский язык. Нас ждет фиксация некоторых исторических постулатов без права обсуждения. Таких, как национально очерченный голодомор, и другие знаковые вещи. Совершенно точно последует раскол церкви. Над этим сегодня идет активная работа.
Дальше случится какая-нибудь провокация по Черноморскому Флоту, когда большая часть населения будет кричать «Геть с нашей земли!». Ну, или, по крайней мере, покажут, что большая часть населения возмущена.
Затем, вступление в НАТО… И превращение страны в нынешнюю Эстонию, которая станет форпостом в борьбе с Россией. Таким форпостом сегодня стала Восточная Европа. Не Западная Европа, которая всем управляет, а именно Восточная. Мы же видим, как сегодня выпрыгивают эти прибалтийские и польские «моськи».
Севастополю, кстати, светит то же самое. Если начнут возникать локальные конфликты, мы будем первыми «на раздаче». Вот такие невеселые перспективы мне представляются.
- Если говорить об истории Украины, то, пожалуй, нельзя найти более печальной истории в мире. Украину многие годы угнетали, притесняли. И главным угнетателем является Россия. Во всяком случае, именно это вдалбливают в голову школьникам украинские учебники истории…
- Я же об этом и говорю. Этот концепт придуман еще в середине 80-х прошлого века. И реализован был достаточно быстро. Уже в начале 90-х появились такие учебники. Откровенно говоря, для меня уже тогда стало все понятно. И я уже тогда пытался что-то сделать. Но тогда попытки апеллировать к СМИ, предупреждать, что это может плохо кончиться, были бессмысленны. Лягушка варилась медленно.
Поэтому, если то, что я говорил, кажется каким-то невероятным сценарием, не надо, товарищи, не заблуждайтесь.
Мы, к сожалению, уже прошли гораздо больший путь в готовности нашего сознания принять придуманную новую реальность.
- Что делать севастопольцам в этой ситуации, как реагировать?
- Я не хотел бы давать севастопольцам советы, как новые европейцы, и объяснять, чье корыто слаще. Мне такое занятие не кажется достойным. А вот обратиться к тем, для кого наша история, наша цивилизация не пустой звук, кто не видит себя любимого от начала до конца только здесь и сейчас (квартира, машина и еще что-нибудь), а все-таки воспринимает себя как достойное поколение, чувствует ответственность перед всеми теми людьми, которые эту цивилизацию создавали, я бы хотел.
Я хочу сказать, ребята, это, пожалуй, последняя возможность как-то побороться. Если мы допустим приход к власти националистов, причем, любым способом передачи власти, то боюсь, что дальше нас ждет только зачистка, как народа в его историческом смысле.
Население, конечно оставят. А вот народ истребят. Поэтому, думаю, что самое время оторваться от своих дачек, огородиков, квартирок и других мелочных проблем и всерьез подумать над тем, что судьба нашей цивилизации решается сегодня на этом самом месте. Она, конечно, сохранится, но мы с вами станем мигрантами на своей собственной земле.
Момент серьезный. Предлагаю всем задуматься над этим.
Тактически пока интересы севастопольцев и законной власти совпадают. Поэтому и состоялся такой большой митинг на Нахимова. А власть была едина с народом. Но я не могу утверждать, что они совпадут стратегически. Мы не знаем, что случится в ближайшие дни. Как я уже сказал, не исключен вариант сдачи власти в стране националистам. Тогда эти интересы разойдутся.
Я не буду давать советов конкретного свойства. Каждый должен решить для себя. Важно, чтобы люди оторвались от своих повседневных проблем и почувствовали опасность. Нужно, чтобы люди поняли, с каким дьяволом они имеют дело и чем, в конечном итоге, придется расплачиваться за свое безразличие.
Источник
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках