Легендарная древнегреческая поэма «Батрахомиомахия», более известная у нас как «Война мышей и лягушек», и являющаяся пародией на гомеровскую «Илиаду», может считаться лучшей художественной моделью, объясняющей политическое противостояние на Украине.
Сюжет этой сатирической поэмы таков. Когда царь лягушек Вздуломорда перевозил через болото на своей спине наследника мышиного престола Крохобора, навстречу им, прельстившись столь замечательной добычей, выплыл обычный водяной уж, показавшийся героям «Батрахомиомахии» чудовищем, не менее ужасным, чем побеждённая Гераклом Гидра. Вздуломорда, опасаясь за свою шкуру, ничтоже сумняшеся, нырнул, оставив Крохобора на произвол судьбы. Не умея плавать, мышиный принц утонул.
Узнав о случившемся, мыши решили отомстить скользким зелёным болотным тварям. Но в древности ни одна война не происходила без вмешательства всемогущих богов, поэтому жители Олимпа тоже решили принять в ней участие, но как зрители.
В отличие от «Илиады», где боги и богини сражались в одних рядах с троянцами и греками, битва мышей и лягушек показалась им событием менее значимым: ни те, ни другие не пользовались любовью всемогущих, да и многие из бессмертного сонма держали зуб на обе конфликтующие стороны. Например, Афине мыши досаждали тем, что поедали приносимые людьми пожертвования, а также изгрызли её лучшие наряды. Лягушки не угодили богине войны и мудрости, мешая по ночам своим кваканьем её божественному сну.
Мыши пошли в наступление. Лягушки решили держать оборону на краю обрыва, чтобы сбросить грызунов вместе с собой в воду, где те оказались бы бессильными. Но суша для амфибий – не лучшее поле битвы, и мыши одерживали верх. Когда сражение приблизилось к береговой линии, и возникла угроза гибели вошедшего в раж мышиного войска, Зевс в помощь лягушкам послал раков. Увидев столь необычных чудовищ, мыши позорно бежали с поля битвы.
«Войну мышей и лягушек» перевели на множество языков, и одним из лучших переводов по праву считается «Жабомишодракiвка», принадлежащая перу замечательного украинского поэта Константина Думитрашко. А само название поэмы давно уже стало нарицательным, означающим конфликт, построенный исключительно на амбициях сторон. Может быть ничтожным повод для противостояния, цели и ключевые фигуры которого не представляют собой ничего сколько-нибудь значимого, зато последствия оказываются самыми разрушительными, если, конечно, никто не вмешается извне.
В новейшей истории Украины "жабомышодракивка" отчётливо возобладала во времена «помаранчевой» революции, а сегодня просто переживает бурный расцвет. Не будем расписывать, кто мыши, а кто лягушки в этой «войне»: всем без исключения сторонам противостояния пришлось играть роли и тех, и других. Более того, свои грызуны и земноводные отчётливо представлены даже внутри каждого из противоборствующих лагерей.
Но не понимают в Киеве, что линия фронта, условно говоря, определяется в этом «сражении» границей воды и суши, и сдвинуть её сколько-нибудь надолго в ту или иную сторону не удастся. Однако идеи всеукраинского господства до сих пор не покидают разгорячённые головы политиков, откровенно не желающих признавать тот факт, что уже целое десятилетие мы имеем две Украины не просто с разными религиозными и культурными ценностями, но более того – с разными геополитическими ориентациями. Поэтому попытки Востока делать ставку на экономику как панацею, способную объединить всех и вся, равно как и стремление Запада добиться своего за счёт грубого насаждения мовы вкупе с вышиванками с шароварами обречены на неудачу.
Долгое время противостояние двух частей Украины велось вопреки всем правилам военного искусства, эта картина в какой-то мере имеет место и сегодня. Дело в том, что для нормального ведения боевых действий необходимо наличие трёх стратегических эшелонов. При наступлении первый эшелон вспарывает оборону противника, второй – завершает разгром врага, а третий – наводит порядок на занятых территориях. В случае обороны первый эшелон задерживает войска противника, сводя на нет фактор внезапности. Ему на подмогу приходит второй эшелон, который останавливает наступление, а третий – громит проникших в тыл вражеских диверсантов, усмиряет мятежников, отлавливает паникёров и вредителей.
Что же до недавнего времени представляло собой противоборство Запада с Востоком? Это война первого эшелона с третьим. У Запада есть отлично подготовленные наступательные силы, но нет ничего даже для наведения порядка в собственном тылу. У Востока ставка делалась на третий эшелон, благодаря которому в «посторанжевые» времена удалось «растворить» победителей, что и произошло на президентских выборах 2010 года. В качестве второго эшелона обе стороны использовали перебежчиков из противоборствующих лагерей – силу более, чем ненадёжную. Февральское поражение Януковича – тому пример.
Но успех «майданщиков» не прекратил традиционную украинскую жабомышодракивку, более того, она стала тотальной. «Правый сектор» недоволен приходом к власти спонсировавших их олигархов: уже разворачивается противостояние между ними, и развязка – дело недалёкого будущего.
Что имеем в итоге?
Устои украинского государства окончательно расшатаны. Система сдерживаний и противовесов, созданная хитрецом Кучмой, уже не работает, а все попытки силового «цементирования» страны только разогревают протест на Юге и Востоке. Всё чаще имеют место попытки разрешения ситуации вне правового и конституционного поля.
Крым уже потерян, у Киева тают силы для удержания в орбите своего влияния Слобожанщины, Донбасса, Промышленного Поднепровья и Северного Причерноморья. На грани коллапса находится экономика, и как только произойдёт её обвал, исчезнут последние скрепы хрупкого единства.
А когда Украина окончательно превратится в Постукраину, останется надежда только на Зевса-громовержца в лице мирового сообщества. И здесь уже сейчас очень важна позиция России как государства, не имеющего права оставить на произвол судьбы миллионы своих соотечественников, оказавшихся по другую сторону границы, и которые хотят быть с ней, а не с Западом.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках