Прожектёрство – неотъемлемая черта новой украинской власти. Среди поступающих на рассмотрение высшему руководству страны прожектов есть просто глупые вещи, но немало и откровенно возмутительных.
Например, недавно президент ассоциации «Возрождённые гимназии Украины» Ярослав Турянский отправил в министерство образования и Верховную раду документ под названием «Концепция новой редакции Закона Украины «Об образовании» и программа её реализации». Его оригинал на украинском языке можно найти http://argu.com.ua/novyny/144-koncepcija-novoji-redak здесь.
Если говорить вкратце, то под европейскими лозунгами, которыми пестрит это творение палача детских душ, скрывается самое настоящее средневековое мракобесие. И полное обрезание и без того умирающего украинского образования. Под самый корень.
Первое, что предлагает автор документа, это автономность в виде независимости деятельности учреждений образования всех ступеней и уровней от органов власти, а также самоуправляемость на основании выборности руководителей. То есть, что решит делегированный преподавателями, родителями и даже учащимися совет школы или вуза, то и будет. Нужно свергнуть строго директора – свергнем, учитель кому-то не ту оценку выставил – скатертью дорога! Так и вспоминается по этому поводу декрет российского Временного правительства от 1 марта 1917 года о выборности командиров в армии и на флоте: разгон специалистов за считанные месяцы сделал войска совершенно небоеспособными.
Не менее ужасающе выглядит и отказ от принципа бесплатного образования. Посещение детьми средней школы остаётся обязательным, но при этом вместе с аттестатом зрелости выпускник получает на руки справку о средствах, затраченных на его обучение государством: при выезде на ПМЖ за границу он обязан будет вернуть эти деньги в бюджет. Это без учёта того, что полностью на родительские плечи возлагаются оплата питания ученика в школьной столовой, пользование библиотекой и сетью Internet!
Кому не нравится государственная школа с её крепостным правом – учите детей в частной: там возвращать деньги державе не надо...
А теперь откроем Хозяйственный кодекс Украины, где чёрным по белому сказано, что за все обязательные и принудительные услуги, оказываемые человеку, их получатель платить не должен, в то время как ключевым условием предоставления платных услуг является добровольность сторон.
Студентам надо или платить из своего кармана, или получить у государства кредит для оплаты за обучение в университете сроком на 25 лет. Правда, есть возможность через получение баллов за спортивные достижения заработать средства для учёбы в вузе: они заносятся в специальный «паспорт здоровья», признанный во всём мире одной из ювенальных технологий.
Как это похоже на набившую оскомину практику, когда некоторые ректоры престижных университетов в буквальном смысле этого слова «тянут за уши» мало смыслящую в науках «спортивную гордость», приносящую звонкие медали и громкие титулы в отчётную ведомость для министерства: «Смотрите, как хорошо у нас поставлена физкультура!» А то, что этот доморощенный чемпион, как сказано в знаменитом анекдоте про легендарного «супертяжеловеса» Мухаммеда Али, «головой только кушает», никого не волнует.
Предлагаемая структура школы – это вообще песня: столь вдохновенные вещи может «распевать» разве что полярный волк посреди зимней тундры в полнолуние или шакал посреди пустыни в брачный период.
Итак, с 6 до 12 лет дети должны учиться в начальной школе, которая может интегрироваться с детским садом, под руководством одного-единственного классовода, и только в двух последних классах могут приглашаться преподаватели-предметники. А могут и не приглашаться: всё зависит от решения школьного совета и наличия кадров, …и денег на оплату их труда. Но к кадрам мы ещё вернёмся.
То есть, обучение в младших классах, которое сейчас длится 3 года, увеличивается вдвое. Со всеми вытекающими: детство растягивается до начала полового созревания.
Далее следует трёхлетний курс гимназии. Так должна именоваться неполная средняя школа. Она может быть классической, без наличия профильных предметов, или академической – с наличием таковых.
Все гимназии открываются только в отдельных зданиях, доставка учащихся осуществляется специализированным школьным транспортом. Либо, по решению местных органов власти, при гимназии открывается интернат, куда помещаются те, кого возить из отдалённых хуторов слишком накладно. Вместе оставшимися без родительского попечения, злостными хулиганами и прочим социально-неблагополучным элементом.
Интересно, что при Хрущёве в СССР практиковалось насаждение школ-интернатов, однако ни к чему хорошему это не привело, и от этой меры отказались: нечего отрывать ребёнка от семьи. В результате интернаты были широко распространены только на Крайнем Севере с его полным бездорожьем, а также в качестве элитных учебных заведений, как школы одарённых при ведущих консерваториях и технических вузах страны, к этому же разряду относятся суворовские и нахимовские училища.
Классические гимназии открываются преимущественно в районных центрах, хотя это не обязательно: можно и в больших сёлах при достаточном числе учащихся. Академические гимназии могут действовать только в городах, областных центрах и столице Украины. А теперь посмотрим на список райцентров страны и увидим, что большинство из них не имеют полноценного городского статуса и относятся к числу посёлков городского типа. «Понизить» их до уровня деревни – не проблема, особенно при интенсивном вымирании и оттоке населения. Или подразумевается, что сельскому школьнику нечего учить высокие материи: для того, чтобы крутить коровам хвосты, они не нужны...
Ещё 3 года надо протирать штаны в лицее, как должна называться старшая школа. Лицей может быть только профильным: классическим (гуманитарным) или академическим (естественнонаучным). Как и для гимназии – обязательны наличие отдельного здания, спецтранспорта для доставки учащихся (либо интерната), а также нахождение в городах, желательно крупных.
То есть, сельскому школьнику учёба в лицее не светит в принципе, или в интернате, что не всем по душе. Но до 18 лет человек должен сидеть за партой и всё! Хоть тресни! Никакие «амуры», поселившиеся в головах юношества и выжившие оттуда всю науку, а также никакое тяжёлое материальное положение в семье, в расчёт не принимаются в принципе: вечернее образование «радетелями» просвещения не предусмотрено. Экстернат – пожалуйста, но по справке от лечащего врача, с занесением в ювенальный «паспорт здоровья», весьма сильно и негативно влияющий на возможность поступления в вуз.
Но и о такой категории лиц тоже позаботились: ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу! Поэтому для большинства сельских детей и учащихся с ослабленным здоровьем, слабо успевающих, а также представителей малообеспеченных и социально-неблагополучных категорий граждан предусматривается создание ПТУ (срок обучения – 3 года), дающих квалификацию младшего специалиста, а также профессиональных колледжей (4 года), выпускник которых получает степень бакалавра. Там и среднее образование, и общежитие, и питание, и прочие дополнительные услуги бесплатны. С уже упоминавшейся справкой из бухгалтерии, прилагающейся к документу об образовании при выпуске.
Ещё один немаловажный момент: все переводы между ступенями школы должны сопровождаться полным переформированием коллектива учащихся, на каждой ступени – новые педагоги. Как показывает практика, частые смены учебного заведения весьма неблагоприятно сказываются на детской и подростковой психике, а тут их несколько. Так что клиентов невропатологов и психиатров общество будет растить «с младых ногтей».
Согласно документу пана Турянского сдача выпускных экзаменов в документах называется «матура». Это латинское слово до сих пор используется в католических странах, особенно в Польше, а советские граждане впервые услышали о нём из одноимённой песни популярной группы «Czerwone gitary». Теперь его хотят насадить и на Украине.
Так вот, по результатам матуры, в зависимости от набранной суммы баллов, выпускник получает рекомендацию о возможности поступления в вузы либо без вступительных экзаменов, либо через их сдачу. Вспомним «сражения» за медали в выпускных классах и поймём, какое благодатное поле открывается для коррупции. Тем более, что внешнее независимое оценивание отменяется, а объективность вузовских экзаменаторов давно стала притчей во языцех.
Университеты делятся на обычные и педагогические. Из них выходят магистрами. В обычном «универе» учатся 4 года, в педагогическом – 2, но к этому мы вернёмся позже. При этом непонятно как быть с подготовкой врачей и музыкантов, у которых своя схема обучения.
Интересна и предлагаемая схема подбора школьных кадров. Преподаватель должен пройти через профильный колледж (4 года), практику в должности помощника учителя (2 года) и педагогический университет (ещё 2 года). И только после этого получить право на самостоятельное преподавание. Более жёсткая схема сегодня существует только у врачей – 6 лет в вузе и 2-3 года интернатуры. Кому понравится столько бегать в подмастерьях, когда другие становятся на ноги за более короткое время?
Набор в школы на работу – только на конкурсной основе через объявления в СМИ. Испытательный срок для педагогов (кроме практикантов, окончивших педучилища) – 2 года, для прочих работников (административные, технические и хозяйственные должности) – 1 год.
Если учесть, что сейчас в школы идут по остаточному принципу, когда уже ни на что более стоящее не способен, а учителя вынуждены тратить своё здоровье на распоясавшихся оболтусов за копеечную зарплату, то кадровый «голод» сделает украинскому образованию окончательное «обрезование». Тем более, что в данном случае над преподавателем висит дамоклов меч: любой конфликт с начальством или его «любимчиком» окончится вердиктом о профнепригодности с соответствующей записью в трудовой книжке. А ещё надо выплачивать кредит за обучение...
За чей счёт банкет? Пан Турянский и здесь нашёл выход. Он предлагает провести реформу в течение 1 года и без дополнительного расходования бюджетных средств. Для этого надо сократить зарплату учителям: новое штатное расписание предусматривает 20 часов недельной нагрузки. А также, по его мнению надо отменяются внешнее независимое оценивание знаний и набор в вузы в 2015 году за исключением ПТУ и колледжей. Про учеников выпускных классов он тоже подумал: они ещё целых 12 месяцев должны протирать штаны до совершеннолетия.
Что несут эти меры?
1. Дискриминацию учащихся по имущественному признаку и месту жительства. Сегодня на Украине исподволь реализуется концепция концентрации не только жизненных перспектив, но и элементарных удобств, в крупных городах. Вся остальная территория превращается в «зону дискомфорта», что наглядно показала медицинская реформа. Теперь наступает очередь образования.
2. Насаждение интернатов хорошо вписывается в схему ювенальной юстиции, позволяющей изъятие детей из семьи. Как и «паспорта здоровья».
3. Выпуск в большую жизнь инфантильных и совершенно не готовых ни к чему личностей, зачастую – с подорванной психикой: деды и родители нынешних школьников намного раньше начинали становление на ноги. И в более морально здоровой обстановке.
4. Финансовое закабаление граждан: для многих украинцев заработки за границей – единственный способ прокормить себя, и резко ударит по ним необходимость возврата университетского кредита и стоимости обучения в школе.
5. Разрушение кадровой системы школьной педагогики, когда-то считавшейся лучшей в мире и подарившей человечеству Макаренко и Сухомлинского.
Пока этот откровенно мракобесный прожект находится в стадии предложений и даже ещё не зарегистрирован в канцелярии Верховной рады. Однако, высока вероятность того, что ему дадут ход: украинская власть любит принимать самоубийственные решения.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках