30 марта в Донецке протестующие против новой украинской власти штурмом взяли ж/д вокзал и заблокировали несколько поездов. Акция длилась около получаса, прошла мирно, никто её не разгонял, но, тем не менее, выявила ряд интересных моментов.
На Юго-востоке набирает обороты радикализация протестных настроений. Людям становится ясно, что добиться осуществления своих законных прав в рамках действующего на Украине конституционного поля уже невозможно. Поэтому всё чаще в народе говорят о применении куда более жёстких методов воздействия на власть, не желающую прислушаться к справедливым требованиям масс. И дело уже не ограничивается одними разговорами: первые «звонки» звенели в начале марта, когда протестующие занимали административные здания в целом ряде городов, а на этот раз прозвучал куда более серьёзный сигнал.
Следующий момент: власть продемонстрировала неподготовленность к такому развороту событий. На донецкий вокзал явилось более одной тысячи демонстрантов, которые без труда на полчаса перекрыли движение составов. Разгонять их оказалось некому, так как милиция помогала осуществлять пассажирам посадку и высадку: поезда вынуждены были остановиться не на перронах. Насчёт подкрепления – сложный вопрос: значительная часть силовиков отвлечена на оцепление здания облгосадминистрации.
В этот раз всё обошлось без приключений: протестующие «поиграли» мускулами и разошлись. Однако, не факт, что в другие разы не придут куда более агрессивно настроенные личности.
И, наконец, самое важное. В случае разрастания массовых акций организация транспортного коллапса окажется достаточно простым делом. Не хочу играть на руку провокаторам, жаждущим разжигания и без того непростой обстановки, поэтому обойдусь без прогнозов возможных сценариев. Хотя где и как расставить силы – ни для кого не секрет, а любой мало-мальски знакомый с законами логистики человек без труда покажет эти точки на карте. Опасность в том, что некоторые варианты позволяют не просто очень больно ударить по России, а вынудить её пойти на самые крайние меры, от которых она пока всячески воздерживается. Чего, кстати, и добивается наиболее радикально настроенная часть протестующих.
Нельзя сбрасывать со счетов и обострение социальной напряжённости: начинаются сокращения, растут цены, стала как минимум реальной угроза массовых невыплат зарплат и социальных пособий. Слияние двух видов протеста только добавит ему силы и приведёт к ещё большей радикализации. Что станет следствием – в комментариях не нуждается.
Обострение обстановки на Юго-востоке затрагивает интересы сразу двух стран – и России, и Украины. Каждое из государств обязано предпринять шаги по недопущению потери контроля над ситуацией.
Киев должен не просто прислушаться к мнению людей, но и пойти навстречу их требованиям: только компромиссы смогут спасти единство и территориальную целостность страны.
Во внешней политике такой мерой должно стать прекращение конфронтации с Россией: как это ни тяжело признать украинскому руководству, но именно она является одним из главных факторов роста пророссийских настроений в юго-восточных регионах. То есть, чем сильнее националистами эксплуатируется тезис «Прочь от Москвы!», тем активнее там будет формироваться то, что необандеровцы именуют «пятой колонной».
Во внутренней политике необходимы предоставление государственного статуса русскому языку и передача широких полномочий в регионы. Последнее можно называть как угодно – автономизация, децентрализация, регионализация или федерализация – смысл остаётся один: концентрация власти в Киеве, стремление всех стричь под одну гребёнку и действовать в угоду одной части страны в ущерб другой – пагубны.
Россия тоже не должна оставаться пассивным наблюдателем: речь идёт о миллионах соотечественников по другую сторону границы, считающих её своей Родиной. Сейчас предпринимаются активные дипломатические меры в этом направлении, но ограничиваться ими нельзя. Прежде всего, дать понять и Киеву, и мировому сообществу, что радикализация протестов и выход ситуации из-под контроля несут негативные последствия и для неё самой, и жёстко потребовать от украинских властей ответственного подхода к происходящему.
Чёткого и ясного ответа от России ждут и сами протестующие: повторение крымского сценария здесь невозможно по причине целого ряда объективных условий. Поэтому людям необходимо понимать, как действовать дальше, какие формы борьбы активно развивать, а от каких – воздержаться. И, главное – почувствовать поддержку.
Пусть любители читать между строк не пытаются найти в этих словах призывы к вмешательству во внутренние дела Украины: защита справедливых требований и интересов соотечественников за рубежом – законное право любого государства, и она может быть оказана с соблюдением всех международных норм. России важно сделать акцент на этом. А каким должно быть его техническое воплощение – это компетенция внешнеполитического ведомства.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках