Есть такая организация – ПАСЕ. Название на русский слух довольно забавное. Создана ПАСЕ была как площадка для общения парламентариев стран Совета Европы, по принципу «Надо учиться слушать и слышать друг друга», поскольку депутаты занимаются законотворческой деятельностью, обмениваться мнениями по спорным вопросам внутренней и внешней политик, о ценностных установках, о морали и долге им необходимо.
Работа такая – печься о народе. Некоторые люди считают, что участие России в таких организациях особого смысла не имеет, так как средств приходится тратить много, а толку от таких диалогов и обсуждений немного. Конечно, эти люди правы. Но межгосударственная политика – штука немного более тонкая, чем спор с соседями по этажу, чья очередь дежурить. В частности, участие в международных организациях добавляет определенного престижа, говорит о готовности к переговорам, об открытости и транспарентности, работает на имидж. Имидж в международных отношениях значит очень много. Посмотрите на Америку, столько твердить о ценности человеческой жизни, поливая бомбами мирных людей могут только гениальные пиарщики.
В определенной степени официальная политика имеет театральное происхождение, где важно не столько и не только содержание речей, сколько их соответствие духу времени, пафос, патетика, своевременность. Это явление растет из традиции, из истории, из психологии, в конце концов. Можно им возмущаться, называя лицемерием, а можно принимать как данность и, соответственно, использовать в своих интересах, как инструмент.
После того, как месяц назад Крым присоединился к России, ПАСЕ приняла антироссийскую резолюцию. Согласно этому документу, Россия до конца 2014 года исключается из всех комитетов и руководящих органов этой организации. Однако события на Украине продолжают развиваться, и возникает необходимость в диалоге с российскими политиками. Потому что Россия в украинских событиях участвует в той или иной мере. Особенно если вспомнить про газопровод, который поставляет в Европу газ. И внезапно европейские парламентарии под влиянием эмоций приняли громкую декларацию, в том числе под давлением делегатов из Украины и Грузии, а также стран Прибалтики. На момент принятия декларации унижение России казалось парламентариям делом важным и нужным, как-никак речь шла о справедливом возмездии оккупантам и агрессорам, разрывающим страдающую Украину на части, и так далее, в том же ключе.
Прошел месяц. Оказалось, что Украину разрывают на части не столько внешние враги и завистники, сколько внутренние политические, этнические и культурные противоречия, а газопровод переехать не может. И надо как-то работать с российскими депутатами, которые оказывают влияние на политику страны, участвуют в выработке законов, являются экспертами, формирующими мнение элиты и народа.
Поразмыслив, в ПАСЕ решили, что надо бы предложить русским диалог. Однако неожиданно оказалось, что русские не только агрессоры и оккупанты, но и гордецы, потому что предложение ПАСЕ российские депутаты принимать не планируют. Мало того, депутаты российского парламента собираются принять заявление, согласно которому возобновление диалога с ПАСЕ возможно только в случае полной отмены резолюции, принятой после присоединения Крыма. Следовательно, после восстановления России во всех руководящих органах и комитетах организации, об официальных извинениях речи не идет, это было бы немного слишком. ПАСЕ достаточно будет и тыкания носом в свои необдуманные резолюции.
Диалог в рамках разного рода международных организаций, конечно, необходим. Но порой некоторым участникам диалога он необходим немного больше. В большой политике об этом стоит думать чуть-чуть раньше, чем принимать громкие резолюции. В этом, в том числе, состоит суть большой политики – не торопиться с оценками и резолюциями. Особенно, когда речь идет о газе и газопроводе.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках