Пришло время русского выбора
Vероника Ильина

Пришло время русского выбора

События на Украине очень повлияли на Россию. Не в смысле санкций и каких-то экономических проблем. Мелкие трещинки, которые позволяли себя не замечать, становятся Большим Каньоном. Одесская трагедия для России стала индикатором вменяемости. Если ранее можно было говорить о политических разногласиях, спорить до хрипоты, ужасаться "мозгопромытости" собеседника, его "либерастии" или "путинофилии", взаимно дуться, отфренживаться, то теперь эта милая возня приобрела другой оттенок. Когда российские блогеры начинают писать про погибших в Одессе, что там были россияне и приднестровцы, и поэтому эта трагедия как-бы не считается, то – как с ними разговаривать? Как разговаривать с людьми, которые не считают смерть людей от дыма и огня чем-то ужасным, если у этой смерти есть политическая подоплека? Впрочем, на сегодня не предоставлено никаких доказательств, что погибли именно россияне и приднестровцы, зато одесситов смогли опознать. И что же? Где соболезнования, где выражения сострадания семьям погибшим? Мужу той беременной, которая дугой выгнулась в Доме профсоюзов? Соболезнований нет. Есть другое. Есть обвинения. Обвиняют Путина, Кремль, Россию, россиян в том, что они влияют на украинские события. И если бы этого влияния не было, то и трагедии бы не было. Потому что все плохое наши братья-украинцы совершают исключительно из-за плохого влияния "старшего брата". Это такая очень популярная на Украине тема перекладывания ответственности, очень легко и удобно укладывающаяся в прокрустово ложе национальной украинской идеи. Мы хорошие, а где мы не хорошие, там на нас дурно влияют злые угро-монголы, потому что завидуют, какие мы хорошие, и портят нас специально. В общем, как сами украинцы определяют себя – их личное дело. Вопрос в другом – почему некоторые россияне, весьма обильно представленные в блогах, считают нужным и правильным эту позицию разделять? Есть в психологии такое понятие – идентификация. Когда человек поневоле идентифицирует себя с другими, на каких-то основаниях, например, по профессии, по месту жительства, по образованию и т. п. Это происходит не всегда сознательно, и может быть неочевидно для других. В данном случае мы наблюдаем феномен идентификации части россиян с украинцами, поддерживающими Турчинова и компанию киевской хунты. Речь идет именно о психологическом явлении, потому что российская блогосфера пестрит эмоциональными постами, памфлетами, призывами и манифестами, в основе которых нет ничего, кроме голых эмоций авторов, их представлений о морали, этике и нормах поведения, а также об устройстве мира. Это как раз те вещи которые относятся к сфере психологии. Потому что впечатляющие выкрики о кровавом Путине, раздающиеся то с одной, то с другой либеральной кочки, не имеют никаких внятных доказательств, да и не нуждаются в них. Итак, что же лежит в основе идентификации либеральных блогеров с украинцами, поддерживающими киевскую хунту? Что важнее и сильнее нормального инстинктивного ужаса, возникающего от просмотра видео и фото из Дома профсоюзов в Одессе? Конечно, на этот вопрос должны ответить специалисты, и хорошо бы изучить эту тему серьезно, с разных сторон: пригодится на будущее. Но и простой здравый смысл вполне может помочь, в конце концов, вся психология – о здравомыслии. Давайте представим себе, как выглядят и чем занимаются российские блогеры с такими убеждениями и мнениями. Некоторая часть из них, самые популярные, работают в творческих или интеллектуальных сферах. Как говорили раньше, интеллигенция. Эти люди, фактически, с людьми иных сословий встречаются исключительно в бытовой сфере. На основании этих столкновений и складывается их мироощущение. Суть его в том, что "нормальных" людей окружает какая-то враждебная, скрыто или явно, человеческая масса, которая полностью оскотинилась, и Ремарка не читала. Масса эта не понимает, что "нормальные" люди пытаются во время контактов с массой вести себя по возможности корректно, даже скрывать свое презрение, отвращение и страх. "Нормальные" люди понимают, что в значительной степени их физическое и экономическое благополучие обеспечивается этой человеческой массой, а потому приходится смиряться с ее дикостью и тупостью. Отдельные представители считают себя вправе стать "учителями" народа, вести его к прозрению и просветлению путем разоблачения представлений народа о самом себе и своем историческом развитии. В целом, эта модель очень похожа на приведенную выше украинскую модель строительства нации. Мы хорошие, а если мы не хорошие, то это нас спровоцировали, потому что не поняли, какие мы хорошие, и как сильно мы хотим добра. Только в эту стройную картинку, закольцованную, как лента Мебиуса, вторгаются крики умирающих в Доме профсоюзов. И тут приходится совершать выбор – отрекаться ли от своей группы поддержки, или игнорировать реальность. Делать вид, что нет никаких обгорелых трупов в Одессе, что не стреляют по домам в Славянске, что там воюет все-таки не горстка путинских наймитов, а настоящие местные жители, которые не хотят быть сожженными заживо. Это сложно. Это значит – отречься от своих. Подвергнуться, возможно, порицанию. А возможно, и хуже. Бойкот и прочие методы демократических отношений. Это страшно. Страшно еще и потому, что за месяцы и годы борьбы с человеческой массой вокруг остались одни "нормальные". И отречься от них сейчас – значит, упасть в этот бушующий океан странных полудиких существ, живущих какой-то мрачной, страшной жизнью, уродливой и бедной. Да, бедной, потому что печататься, сниматься, комментировать, иметь гешефтики той или иной величины не получится, коль скоро будет бойкот. А он будет: каждый "нормальный" боится своих намного больше, чем чужих, потому что сила ненависти в нем так же велика, как и в его товарищах. Но история не спрашивает нас, готовы ли мы делать выбор, удобно ли нам. Она просто звонит в свой колокол. Каждый раз – по тебе. Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере