За 15 лет работы в «Комсомолке» я повидал много катастроф, стихийных бедствий и терактов. Мне есть с чем сравнивать.
Реакция на различные трагедии всегда была полярной, доходящей иной раз до абсурда. «Горячие головы» обвиняли спасателей в нежелании вытаскивать выживших на взорвавшейся ГЭС. Блогеры-провокаторы уличали власти в намеренном затоплении целого города и сокрытии тысяч трупов.
Но никогда даже самые отмороженные «борцы с режимом» не устраивали массовых плясок на костях. Даже на сайтах кавказского бандподполья после самых кровавых терактов не изрыгалось столько злорадства и ненависти, сколько ее вылилось на просторы украинской блогосферы.
Сложно поверить, что обычные граждане, не правосеки и не майданщики (хотя и они, конечно, тоже), не солдаты нацгвардии или бойцы спецбатальонов «Азов» и «Донбасс», способны так искренне и упоенно радоватьсягибели 21 невинного человека.
От этих сообщений берет оторопь:
«Год назад я скорбел бы вместе с российским народом. А теперь одна мысль: МАЛО!»
«Мрази сдохли в метро. И чем больше их сдохнет, тем лучше».
«ВАУ! Какая приятная неожиданность, но было бы гораздо лучше, если бы количество погибших в результате аварии в московском метро возросло до 149 человек. Когда гибнет враг - это всегда радует (смайлик)».
«Класс! Есть Бог, и он карает православных сатанистов!»
«Так этим ублюдкам и надо, наведите порядок в своей стране сначала».
Потоки зловонной желчи, достигнув критического уровня в соцсетях, начали вываливаться на форумы украинских СМИ. Под заметками о московской трагедии разыгралась мерзкая вакханалия, за которой явно просматривалась глубокая болезнь украинского общества.
Этому диагнозу есть очень четкое определение из обсценной лексики. Самый простой синоним - «сами себя обманули». За перипетиями военных сражений украинцы потеряли нить своего исторического повествования. Запутали все причинно-следственные связи и нарисовали себе образ врага, который виновен во всех их бедах. Они уже не могут признаться себе, что сначала был Майдан, а потом все остальное. Сначала были лозунги против олигархического режима, а потом приход толстосумов во все ветви власти. Сначала «Москаляку на гиляку» в центре Киева и запрет русского языка, а потом восстание на Юго-Востоке.
Признаться себе, что именно так развивалась новейшая история Украины значит разорвать все шаблоны, так старательно вбитые в головы за последние месяцы. Это очень больно, потому что вместе с признанием придет понимание: «Тебя просто использовали и кинули». Только после такой шоковой терапии может наступить период ремиссии.
Ведь совершенно неважно, кто ты по национальности, на каком языке говоришь и с каким акцентом. Главное всегда оставаться человеком. Особенно в такие скорбные дни.
Александр Коц, "Комсомольская правда"
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках