Горячие сводки приходят не только с охваченных пламенем войны полей Донбасса, но и с межбанковских валютных торгов: там сегодня гривна установила очередной, и увы, далеко не последний, исторический минимум относительно доллара, евро и рубля.
27 августа уже при открытии Межбанка доллар при покупке стоил 14 гривен, а продавался на 50 украинских копеек дороже. В отдельные моменты курс продажи достиг рекордной отметки 14 гривен 90 копеек, однако, к концу дня упал до 14 гривен. При этом маржа оказалась очень высокой: курс покупки $ составил 13 гривен.
Аналогичный график, причём с такой же огромной, как и у доллара, маржой, «начертил» курс евро: в момент кульминации он продавался за 19,5 гривен, а покупался – на 52 копейки дешевле. К концу дня курс продажи евро составил 18 гривен 46 копеек, а покупки – 17 гривен 14 копеек.
Зато российский рубль в ходе сегодняшних торгов шёл вверх медленно, но уверенно и в конце дня за него давали 40 украинских копеек, что тоже — исторический рекорд.
Ослабил курс и Нацбанк до 13,89 гривен за $. В то же время, правительство заявляет, что экономически обоснованный курс доллара – 12 гривен.
Сухая музыка цифр говорит о том, что украинские финансы уже не поют цыганские романсы. Цыганские романсы слишком оптимистичны для данной ситуации. Медные трубы украинских финансов сейчас вовсю наяривают одну из вершин романтизма в музыке – третью часть знаменитой шопеновской Сонаты для фортепиано № 2 си-бемоль минор, ор. 35. Ту самую мелодию, которую никогда не услышит человек, в честь которого её исполняют, как и последующие три залпа салютной команды.
Впереди – долгая зима. Запасов газа недостаточно для покрытия потребностей экономики, а Россия и Европа на халяву поставлять ничего не будут. Свой уголь был, да сплыл: Донбасс уже не удержать. А покупать энергоносители где-то надо. Только вот при таком курсе валют импортная энергия окажется поистине золотой.
Примером последнего является рост цен на горючее: его стоимость привязана к курсу S. Сейчас на Украине наиболее востребованные сорта бензина и дизельного топлива продаются по цене около одного евро за литр.
Где дорожает энергия – там растут цены и на всё остальное. Даже на тот же самый хлеб: крестьянину надо заправить трактор и комбайн, мельничные жернова тоже сами по себе вращаются только в сказках, а уж пекарю без топлива – никак.
Иными словами, спутником холода станет голод. Еда на прилавках будет, но по соответствующим ценам, малодоступным большинству покупателей.
Проблема ещё и в том, что от курса валют зависят цены и на товары непродовольственной сферы. Одежда, обувь, бытовая техника – в большинстве своём всё это на Украине импортное. Ибо своё производство загубили.
К валюте привязан и кредитный рынок. Особенно – ипотечный. Ещё несколько лет назад валютные кредиты на приобретение жилья были выгоднее гривневых: на них начислялись меньшие проценты. Кроме того, стоимость недвижимости на Украине, в отличие от России, всегда указывалась в долларах, хотя рассчитывались в гривнах по курсу.
Что делать теперь тем, кто приобрёл жильё в кредит – непонятно: 10 лет назад за доллар давали 5 гривен, 5 лет назад – 8 гривен, но доходы граждан были выше. А теперь при нынешних курсах можно посчитать во сколько раз у людей обесценились денежные поступления. К тому же, многие потеряли работу.
Однако беспощадный МВФ не желает идти навстречу людям, попавшим в столь сложную ситуацию, и требует отбирать находящееся в ипотеке жилье. Как в Прибалтике: нет денег платить за взятую в кредит квартиру – подъезжает грузовик с судебным приставом в кабине и бригадой грузчиков. А дальше – езжай куда хочешь, ибо – твои проблемы. Только вот выселение не избавляет выселяемого от погашения как самого тела кредитов, так и процентов по нему.
В общем, вслед за холодом и голодом многих граждан Украины ждёт ещё и бездомность.
И ещё одна вещь – сбережения. Многие помнят, как в «лихие девяностые» обесценилось то, что было на сберкнижках: копил человек долгие годы на чёрный день, а пришла смерть — и за те деньги, что он собрал, можно было купить разве что полкило ливерной колбасы. Поэтому тогда народ перестал доверять банкам как финансовым учреждениям, а стал доверять банкам трёхлитровым у изголовья кровати. С «капустой» или чем-то более «твёрдым», чем «фантики». Или чулкам под подушкой: надёжнее. Похоже, что эта катавасия опять ждёт украинцев спустя 20 лет.
Поэтому не за горами не только зима, но и народный бунт. В сравнении с которым так называемый «евромайдан» покажется невинной забавой.
Читайте нас в Фейсбуке, ВКонтакте и в Твиттере
Читайте нас ВКонтакте и в Одноклассниках