Противоставшие идолу "Окраины"
Борис Джерелиевский

Противоставшие идолу "Окраины"

Страшная одесская трагедия 2 мая произошла в день памяти Святого мученика Агафангела Эсфигменского. Этот святой, в миру Афанасий, родился на территории Османской империи в 1800 году. Еще в отрочестве, после смерти отца, он поступил матросом на турецкое торговое судно. Капитан захотел усыновить его и насильно обратить в ислам. Однажды, после высадки в Смирне, он ночью завел его на кладбище, где, угрожая мечом, заставил дать обещание, что тот перейдет в мусульманскую веру. Тотчас же капитан привел его к судье, который засвидетельствовал переход юноши в ислам. После этого, как только представилась возможность, Афанасий бежал от "миссионера с мечом". Он не только принес покаяние за свое малодушие и невольное отступничество, но и принял постриг на Афоне в знаменитом монастыре Эсфигмен. Краткое житие святого приводит «Православие.ру»: "Ревнуя о покаянии, он усердно умерщвлял плоть, и эти подвиги породили в нем желание претерпеть мученическую смерть за Христа. Однако диавол внушал ему сомнения в том, что у него хватит сил на эту жертву. Тогда Сама Пресвятая Богородица, явившись, вдохновила Агафангела и повелела осуществить его замысел в Смирне. Святой патриарх Григорий V, бывший в то время в изгнании на Афоне, удостоверившись в истинности этого видения, посоветовал пламенному послушнику подготовиться к мученичеству и испытать себя подвигом во время Великого поста. На следующий день после Воскресения Христова, в понедельник Светлой седмицы, он сел на корабль, идущий в Смирну. В четверг второй седмицы по Пасхе Агафангел предстал перед местным судом в мусульманских одеждах, требуя справедливости, поскольку он был обманут своим хозяином и насильно обращен в ислам (согласно законам Османской империи мусульманин, пусть даже и насильно обращенный, в случае отказа от ислама подлежал смерти). Держа в руках крест и икону Воскресения, он заявил, что вернулся к вере своих отцов. Турки, полагая, что он сошел с ума, попытались успокоить его и заставить изменить намерение, обещая всевозможные плотские удовольствия. Но святой остался непреклонен. Когда вызвали его господина, тот обвинил Агафангела в том, что он, убегая, якобы украл у него какие-то ценные вещи. Тем не менее, судья не обратил внимания на этот вымысел и снова предпринял попытку с доброжелательностью переубедить Агафангела. Однако, поняв, что трудится напрасно, он прибег к угрозам, а затем приказал бросить святого в темницу. Через некоторое время Агафангела привели к правителю. Тот оказал святому великое почтение и призвал поклониться Богу по мусульманскому обычаю. Вместо ответа Агафангел перекрестился и произнес Иисусову молитву. Его вновь отвели в темницу, откуда он написал письмо к христианам Смирны — подобно тому, как в древности сщмч. Игнатий написал римлянам, — умоляя их не предпринимать каких-либо действий по его освобождению. Утром в субботу, 2 мая 1819 года, он мирно спал в ожидании часа казни, который был ему возвещен Богом. Проснувшись в великой радости, он простился с товарищами по заключению, попросил их молиться о нем, а затем предстал перед судом. Как только был вынесен приговор, мученик под громкие крики был отведен на место казни, где уже собралась огромная толпа. Сосредоточенный на молитве, безразличный к крикам и последним попыткам турок переубедить его, Агафангел склонил шею под меч и воскликнул: «Рубите!» Святому мученику было девятнадцать лет. Несмотря на угрозы и удары стражников, присутствовавшие там христиане тотчас же поспешили смочить ткани в крови мученика. Все заявляли, что готовы тут же умереть за истинную веру. Это место в течение нескольких дней стало настоящим центром паломничества. Таким образом, казнь св. Агафангела больше, чем любая проповедь, способствовала возрождению благочестия и покаяния среди христиан всех исповеданий". Казалось бы, времена христианских мучеников, по крайней мере в Европе, с уничтожением гитлеровского Рейха и низложением безбожного коммунизма, ушли в прошлое. Однако и в наше дни приходится запечатлевать своей кровью верность Господу. Одесскую Хатынь очень часто пытаются представить как событие, имеющее чисто политическую окраску. Однако это не так. Хотя бы потому, что противостояние происходящее на Украине имеет скорее культурно-религиозную подоплеку. Примечательно, что еще в середине ХХ столетия жители Западной Украины (в том числе и бандеровцы) приветствовали друг друга словами: "Слава Иисусу!", на что следовал ответ: "Во веки веков!". Однако на место Господа поставили "Украину". Даже, симпатизировавший гитлеровцам греко-католический митрополит Андрей Шептицкий осуждал Бандеру и бандеровцев за введение среди галичан этой речевки: "Слава Украине". И это не случайно, национализм (который вполне можно перевести на церковно-славянский, как "язычество"), а украинский в особенности, заключается в обожествлении нации, в превращении ее в идол, в объект религиозного поклонения. Именно поэтому украинские нацисты пытаются заставить свои жертвы произнести эту речевку, как "шахаду", как свой "символ веры". О пагубности и опасности для душевного спасения этого официального лозунга нынешней Украины, говорят даже православные иерархи Украины, несмотря на страшный риск, который несет любая критика этой формулировки. В частности, архиепископ Сумский Евлогий, на вопрос как отвечать православному христианину, чтобы не повредить своей душе на приветствие "Слава Украине", предложил говорить: "Слава православной Украине". Однако, едва ли даже такая осторожная и компромиссная формулировка удовлетворит вопрошающих бандеровцев и угасит их ярость. Ибо сама мысль что что-то может быть выше их идола, по их мнению должна караться смертью. Впрочем, не будем спешить упрекать архиерея в трусости и лицемерии, ему нужно защитить и обезопасить свою епархию, ее приходы, за ним сотни тысяч людей, которых он не может всех благословить на мученичество. Одесские мученики были в этом смысле более свободны — они распоряжались только своей жизнью, а за каждым из них были не стотысячные паствы, а только их семьи — дети, жены, матери и отцы. И они сделали свой выбор, представ пред Господом в тот же самый день, как преподобномученик Агафангел предстал перед турецким судилищем. Так же как у него, у многих были в руках иконы. Кстати и георгиевская лента, вызывающая столь яростную ненависть украинских националистов и их "русских" единомышленников, символически означает смерть и воскресение, и так же, в этом смысле как и икона, бывшая в руках у Агафангела, напоминает нам о Воскресении Господа. Знали ли одесские мученики, что идут на смерть? Думаю, что да — в городе уже лилась кровь, гремели выстрелы, взрывались бутылки с горючей смесью, гибли люди. Здравый смысл подсказывал разойтись, спрятаться, хотя бы для того, чтобы начать борьбу с фашистами из подполья. Ведь, что неонацисты не будут церемониться, говорила и кровь пролитая в Киеве, и разгром "правосеками" автобусов с крымскими активистами, и жестокий разгон лагеря Антимайдана в Николаеве. О том, что люди знали, на что и для чего они идут, в частности, свидетельствуют их родные и близкие. Преподобномученик Агафангел шел на смерть, искупая свое минутное малодушие и отступление. Что искупали одесские мученики? "Как нельзя разделить Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию, это вместе – Святая Русь", - свидетельствовал один из величайших святых последнего времени, преподобный Лаврентий Черниговский,- "наше родное слово – "Русь" и "русский". И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов". "В Польше, - говорил преподобный, - была тайная жидовская столица. Иудеи понуждали поляков завоёвывать Русь. Когда поляки завоевали часть Руси, то отдали иудеям в аренду православные монастыри и церкви. Священники и православные люди не могли без их разрешения совершать никаких треб... Иудеям очень не нравились слова: "Русь" и "русский", поэтому они назвали... завоёванные поляками и отданные им в аренду русские земли... Окраиной – Украиной... Какая окраина? Чего, почему окраина?! Ведь за этой мнимой иудо-польской окраиной находятся другие страны и государства. И позже по их же указке поляки узаконили нам понятия "Украина" и "украинцы", чтобы мы охотно забыли свое название "русский", навсегда оторвались от Святой и Православной Руси». Не случайно, главным символом Окраины, оторванной от Руси стала хазарская тамга, изображающая низвергнутого с неба и падающего Денницу, а также "три зуба Люцефера" — физический, психический и духовный, означающую идею тотального вампиризма, поглощающего силу человеческих душ. И все оказавшиеся (не по своей воле, в силу обстоятельств) в той части России, что внезапно стала незалежной, получили документы, украшенные этим сатанинским символом, присягнули (те, кто служил в ВСУ) этой анти-Руси, стали невольными (так же, как Афанасий, тогда на кладбище, под угрозой меча своего капитана стал мусульманином) участниками антихристианского проекта «Окраина», который начат отнюдь не киевским майданом. И это свое невольное отступление они и искупали, открыто исповедав свою верность Господу и Святой Руси. Конечно, среди убиенных и умученных в Доме профсоюзов, не все были воцерковленными христианами. Может быть, были даже и не православные люди. Но вспомним, мученика Вонифатия, который не только не был силен в христианской догматике, но и вел довольно легкомысленный образ жизни. Однако неожиданное (возможно и для него самого) движение благородной души и стремление пострадать за веру, не только освободило его от оков греха, но и восхитило к Престолу Христа. Вот и одесские мученики, подобно первым христианам отказались поклоняться кровавому идолу "Окраины", предпочтя даже ценой собственной жизни сохранить Богом данную свободу и человеческое достоинство. А по-другому и быть не может — все последующие события показали, что принцип "моя хата с краю" в современной Украине не работает. И простого пожертвования идолу зернышка ладана, как во времена Диоклетиана, уже не достаточно — в знак поклонения ты должен приносить ему кровавые жертвы, убивая своих сограждан в "зоне АТО". Или ты встаешь против язычников-дьяволопоклонников, или становишься одним из них. Жертва одесских мучеников стала той проповедью, которая побудила жителей Новороссии, отбросив все сомнения встать за свою веру, свободу и достоинство. За право именоваться и быть русскими. "Ужас, боль и слезы — вот, что увидела Одесса, вот чем обернулся кошмар Майдана. В тот день мы, как и все жители Одессы, поняли: страны под названием «Украина» больше не существует, для нас она умерла вместе с десятками замученных одесситов. Но хочу заверить родных и близких всех погибших в тот день героев: мы накажем нелюдей, глумившихся над Вашими родственниками. Вместе с Вами мы изгоним из города Русской Славы фашистских выродков, и Мир снова придет на нашу общую Родину!" - произнес в годовщину Одесской Хатыни Александр Захарченко, Глава Донецкой Народной Республики. Захарченко — воин и вождь, именно поэтому в его речи центральное место занимает вопрос возмездия извергам. Однако куда более важно другое. Спаситель сказал: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". (Иоан. 12:24) И можно не сомневаться, что Жертва одесских мучеников станет тем фундаментом, на котором вырастет здание Новороссии, что своей кровью, своими страданиями они не только запечатлели верность Христу, но и купили своим землякам возможность жить в свободной стране в согласии со своей совестью. Замечательный поэт протоиерей Андрей Логвинов написал: "Русская земля уже спаслась
 Правом на Голгофе умирать".